Альбом логопедические улитки. Многофункциональное логопедическое пособие для детского сада Звуковая улитка на звук ш

Многофункциональная ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА

«Звуковая улитка»

Пособие предназначено для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми дошкольного возраста

Цель: автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематического слуха, совершенствование лексико-грамматических категорий речи; развитие просодической стороны речи

Задачи:

Формировать фонетико-фонематические представления и слоговую структуру слова.

Развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.

Стимулировать развитие психических и познавательных процессов.

Поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Способствовать развитию общения детей, коммуникативных навыков.

Аннотация.

Многофункциональность пособия выражается в разнообразии картинок, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью. Картинки легко снимаются и прикрепляются, дети сами могут менять необходимые картинки.

Дидактическая игра «Улитка весело ползёт, нам картинки везёт!»

Цель: автоматизация звуков в речи, закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Материал : картинки с изображениями разного количества предметов на заданный звук.

Описание : взрослый читает стихотворение:

Улитка медленно ползёт, качаясь на листке,

Улитка целый день несёт картинки на себе!

Ребёнок называет картинки, чётко проговаривая поставленные звуки и правильно согласовывая существительные с числительными.

Дидактическая игра «С улиткой играй и цвета называй!»

Цель : автоматизация звуков в речи, подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет, закрепление названий основных цветов и оттенков.

Материал : картинки разноцветных предметов на заданный звук.

Описание : Логопед загадывает загадку:

Теремок, гляди, ползёт, на себе его везёт,

Хозяюшка богатая, хозяюшка рогатая!

У улитки в теремке разноцветные игрушки! С улиткой будем мы играть и цвета называть! Ребёнок называет картинки, чётко проговаривая звуки, и называет прилагательное, обозначающее цвет.

Дидактическая игра «Будем спорить с улиткой»

Цель : автоматизация поставленных звуков в речи, закрепление в словаре ребёнка слов антонимов.

Материал : картинки с предметами обозначающими признаки: узкий, высокий, острый, горячий и другие

Описание : Логопед читает стихотворение:

У меня девиз простой - «Всё своё, ношу с собой!»

Две антенны над калиткой домик свой несёт улитка!

Ребёнок подбирает прилагательное к картинке у улитки, а затем спорит с ней и называет другое прилагательное с противоположным значением.

Дидактическая игра «День рождения у улитки»

Цель: расширение словарного запаса, учить называть, как животные подают голос.

Материал: картинки разных животных в соответствии с поставленными звуками

Описание: Логопед читает стихотворение:

У улитки в воскресенье будет праздник День Рождения!

Только вот беда то в чём, как гостей позвать в свой дом!

К улитке в гости пришли гости и поздравляют её с Днём Рождения. Дети называют животных и подбирают слово, как животное подаёт голос.

Дидактическая игра «Улитка учит язычок делать зарядку»

Цель : развивать артикуляционную моторику детей

Материал : картинки для артикуляционных упражнений

Описание : дети рассматривают картинки, которые везёт улитка, и выполняют определённое артикуляционное упражнение

Описание пособия : Предлагаю многофункциональное логопедическое пособие для детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. Данный материал будет полезен для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп.

Многофункциональность пособия выражается в разнообразии картинок, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью. Картинки легко снимаются и прикрепляются, дети могут сами менять необходимые картинки. Данное пособие можно использовать при работе над лексическими темами, проводить лексико-грамматические упражнения «Скажи ласково», «Мой, моя, моё», «Четвёртый лишний» и многие другие. Кроме того можно широко использовать пособие при обучении детей грамоте. На домик улитки помещаются картинки с буквами или слогами, а дети составляют слова.

Логопедические игры «Звуковая улитка»

Цель: Автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематического слуха, совершенствование лексико-грамматических категорий речи; развитие просодической стороны речи.

Дидактическая игра «Улитка весело ползёт, нам картинки везёт!»

Цель : автоматизация звуков в речи, закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Материал : картинки с изображениями разного количества предметов на заданный звук.

Описание: Логопед читает стихотворение:

Улитка медленно ползёт,

Качаясь на листке,

Улитка целый день несёт

картинки на себе!

Ребёнок называет картинки, чётко проговаривая поставленные звуки и правильно согласовывая существительные с числительными.

Дидактическая игра «С улиткой играй и цвета называй!»

Цель : автоматизация звуков в речи, подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет, закрепление названий основных цветов и оттенков.

Материал: картинки разноцветных предметов на заданный звук.

Описание: Логопед загадывает загадку:

Теремок, гляди, ползёт.

На себе его везёт,

Хозяюшка богатая,

Хозяюшка рогатая!

У улитки в теремке разноцветные игрушки! С улиткой будем мы играть и цвета называть! Ребёнок называет картинки, чётко проговаривая звуки, и называет прилагательное, обозначающее цвет.

Дидактическая игра «Будем спорить с улиткой»

Цель : автоматизация поставленных звуков в речи, закрепление в словаре ребёнка слов антонимов.

Материал : картинки с предметами обозначающими признаки: узкий, высокий, острый, горячий и другие

Описание

У меня девиз простой -

«Всё своё, ношу с собой!»

Две антенны над калиткой

Домик свой несёт улитка!

Ребёнок подбирает прилагательное к картинке у улитки, а затем спорит с ней и называет другое прилагательное с противоположным значением.

Дидактическая игра «День рождения у улитки»

Цель : расширение словарного запаса, учить называть, как животные подают голос.

Материал: картинки разных животных в соответствии с поставленными звуками

Описание : Логопед читает стихотворение:

У улитки в воскресенье

Будет праздник День Рождения!

Только вот беда то в чём,

Как гостей позвать в свой дом!

К улитке в гости пришли гости и поздравляют её с Днём Рождения. Дети называют животных и подбирают слово, как животное подаёт голос.

Дидактическая игра «Улитка учит язычок делать зарядку»

Цель: развивать артикуляционную моторику детей

Материал: картинки для артикуляционных упражнений

Описание : дети рассматривают картинки, которые везёт улитка, и выполняют определённое артикуляционное упражнение

Разделы: Логопедия

Группа : старшая.

Цель: формирования правильного звукопроизношения шипящих звуков, используя информационно-коммуникативные технологии.

Время реализации занятия: 25 минут.

  1. Среда – Microsoft XP, редактор – Power Point.
  2. Вид медиапродукта – наглядная презентация 15 слайдов (переход по щелчку мыши)
№ п/п СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВРЕМЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ № СЛАЙДА
1. Организационный момент 2 минуты 1–2
2. Пальчиковая гимнастика 1 мин. 30сек. 3
3. Дыхательная гимнастика 2 минуты 4
4. Артикуляционная гимнастика 2 минуты 5
5. Изолированное произношение звука Ш 2 минуты. 6-8
7. Автоматизация звука в слогах 2 минуты 9
8. Зрительная гимнастика 1 минута
9. Автоматизация звука в словах 2 минуты 10
10. Автоматизация звука в словах (образование существительных родительного падежа и множественного числа имен существительных) 3 минуты 11-12
11. Физкультминутка 1 мин. 30сек.
12. Автоматизация звука в словах (начале, середине, конце) 2 минуты 13
13. Автоматизация звука в словах (игра «Дополни словечко») 3 минуты 14-15
14. Рефлексия 2 минуты 16

Задачи занятия:

  • Закрепить артикуляционный и оптический образ звука [ш], умение определять наличие и место звука в словах.
  • Упражнять в правильном произнесении звука [ш] в слогах, словах.
  • Упражнять в образовании множественного числа имен существительных и существительных родительного падежа.
  • Развивать внимание, память, артикуляционный аппарат, мелкую моторику пальцев рук, речевое дыхание.
  • Воспитывать чувство сострадания, желание помочь.

Средства обучения

  • Компьютер.
  • Экран.
  • Мультимедийный проектор.
  • Мышь.
  • Настольное зеркало.

Ход занятия

I. Организационный момент.

СЛАЙД 1, 2.

Логопед: Сегодня мы опять будем заниматься с компьютером. Какой герой нас сегодня пригласит к себе в гости, ты узнаешь, поиграв в игру «Да-нет». Правило: НАЙДИ СЕРЕДИНКУ, УБЕРИ ПОЛОВИНКУ, (отгадка: мышка). Верно. Сегодня ты встретишься с маленькой Мышкой и отправишься с ней в небольшое путешествие. Она даже оставила карту, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и не забыть. Но прежде чем отправиться в путь нам вместе с мышкой нужно подготовиться.

II. Пальчиковая гимнастика.

СЛАЙД 3.

Логопед: Мышка предлагает поиграть с ней, и «разогреть» наши пальчики.

По реке плывет кораблик, (Складывают ладони лодочкой, и показывают, как лодочка покачивается на волнах)
Он плывет издалека. («Лодочки» двигаются змейкой в направлении от груди вперед)
На борту его четыре
Очень храбрых моряка. (Дети показывают 4 пальца, загнув большой)
У них ушки на макушке, (Прикладывают кисти рук к голове, как уши)
У них длинные хвосты, (Проводят рукой по воображаемому хвосту)
И страшны им только кошки
Только кошки и коты. (Делают скребущие движения руками по столу).

III. Упражнения на развитие длительной воздушной струи и мимики.

СЛАЙД 4.

Логопед: Это Мышкин сад. Ей очень хочется развести цветы, но у нее не получается. Поможем ей. Представим красивые, ароматные цветы, будем вдыхать их ароматы и петь им песенки.

Может, тогда они вернутся на свои места. Не забывай правило: вдох носом – короткий, а выдох ртом – длинный. При вдохе плечи не поднимать. На первом выдохе поем песенку АААА; на втором выдохе – ОООО; на третьем – УУУУ, на четвертом – ИИИИ.

Какой красивый получился сад. Наша мышка очень довольна.

IV. Артикуляционная гимнастика.

СЛАЙД 5.

Логопед: Вышла Мышка на улицу еще раз посмотреть на свой сад, посмотрела, а заборчик уже закрыт (упражнение «Заборчик»), собралась уходить, смотрит на заборчик птенчик сел («птенчик»), он то взлетит, то снова сядет (чередование «Заборчик» – «птенчик»). Посмотрела Мышка на него, взяла «лопатку », да грядку в саду поправила. Когда грядку поправила, решила на качелях покачаться («качели»). Пошла в дом, решила перед дорожкой чая выпить. Взяла «чашечку» налила чай. Выпила одну чашку, вторую, третью, а потом вспомнила, что у нее «варенье вкусное» есть, его поела. Все убрала (убрать язычок в рот ).

V. Изолированное произношение звука (Ш).

СЛАЙД 6.

Логопед: Пока мы уборкой занимались, появилась схема. Прочти ее. (Губы округляются, кончик языка поднимается вверх, язык стает «чашечкой», звонок не работает, воздух идет теплый посередине «чашечки») . Что это за звук? (Ш-Ш). Расскажи про него. (Ребенок дает характеристику звука ) Чья это песенка? (змеи). Сегодня эта схема будет помогать нам в путешествии.

СЛАЙД 7.

– А вот и карта, по которой мы пойдем в путешествие. Рассмотри, что на ней изображено.

СЛАЙД 8.

Посмотри, что нарисовано возле домика? (На карте изоб ражение листьев.) Мышка побежала по дорожке из сухих листьев: ш-ш-ш. Давай пойдем за ней и пошуршим, как листочки. Я буду начинать слово, а вы с мышкой шуршите погромче, чтобы его закончить, если правильно скажем, то появится сам предмет:

Мы…, ду..., камы..., каранда..., малы... .

VI. Автоматизация звука (ш) в слогах.

СЛАЙД 9

Ша-шо-шу-шы ши-шо-шу-ша

Ребенок качает поднятыми над головой руками и проговаривает слоговые цепочки . А кто же тут прячется в камышах? Это утка. Испугалась утка, захлопала крыльями. Покажи и скажи, как она это делает:

аш-аш; ош-ош; ыш-ыш; уш-уш.

VII. Зрительная гимнастика.

Открываем глазки – раз,
А зажмуриваем – два,
1-2-3-4,
Раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.

VIII. Автоматизация звука в словах.

СЛАЙД 10.

Логопед: Что подсказывает нам карта? Впереди дорожка. Ой, а на дорожке сидит очень грустная улитка, она несла своим деткам подарки и все перепутала. Мышка нам подсказывает, чтобы пройти по дорожке, нужно помочь улитке выбрать только те подарки для своих деток, в названии которых есть звук [ш]. Выбери нужные предметы, наводя курсором на объект. Если ты прав подарок окажется на домике улитки. Если нет, подарок исчезнет. (После выполнения задания). Еще раз проговори названия подарков для маленьких улиток, выделяя звук и находя его место в слове. Слова: петушок, машинка, лягушка, лошадка, мишка, штаны, шапка.

IX. Автоматизация звука в словах (образование существительных родительного падежа и существительных множественного числа).

СЛАЙД 11.

Логопед: По дорожке Мышка привела нас в магазин. Подскажи, что она там купила. Мышка купила… (Появляются картинки: шкаф, шар, подушку, машинку, шубу, шапку ).

СЛАЙД 12.

А потом подумала и решила купить много… (Появляются картинки: шкафов, шаров, подушек, машинок, шуб, шапок).

X. Физкультминутка.

Ох-ох-ох, что за гром?
(Руки к щекам, наклоны в стороны)
Мышка строит новый дом
(Движения руками, имитирующие стены, крышу.)
Молоток: стук, стук.
(Изображение работы с молотком )
Помогать идет ей друг.
(Руки на поясе, шаги с высоким подниманием колен ).

XI. Автоматизация звука в словах (начале, середине, конце).

СЛАЙД 13.

Логопед: А как же вернуться домой? Карта нам поможет. Вот и знакомая дорожка. Вспомни, что изображено на картинках.

Ребенок вспоминает и еще раз проговаривает слова с отра батываемым звуком (петушок, машинка, лягушка, лошадка, мишка, штаны, шапка).

(Глядя на карту, ребенок описывает обратный путь)

XII. Автоматизация звука в словах (игра «Дополни словечко»).

СЛАЙДЫ 14-15.

Логопед: Вот и домик Мышки. Вошла мышка в дом, а на небе тучки заходили. Скучно ей стало, посмотрела она на небо и стала сочинять стихи. А чтобы Мышке было легче, подскажи ей последние словечки. Может тогда и тучки с неба уплывут.

Рисуют дружно малыши,
У них в руках... карандаши.
Носит яркий гребешок
Наш веселый... петушок.
Вот бежит малышка -
Серенькая... мышка.
Зашуршали тихо шины -
Это едет к нам... машина.
Мама просит Машу:
«Свари братишке ... кашу ».
Мышка моется под душем,
Моет хвостик, моет ... уши.

– Вот мы помогли Мышке разогнать все тучки. И на небе выглянуло яркое … солнышко. Мышка очень обрадовалась, улыбнулась, и (нажать на солнце) запела веселую песенку.

XIII. Рефлексия занятия .

Логопед. Нам пора прощаться с мышкой. СЛАЙД 16.

Ты сегодня очень хорошо ей помогал!

– Вспомни и расскажи, как мы помогали мышке?

– Какие задания ты выполнял?

– Какое из них для тебя были наиболее трудными? Почему?

– А какой звук помогал тебе на нашем занятии? (ш-ш-ш).

Учебно-методическое обеспечение :

  1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольникамиМ.: ТЦ Сфера.
  2. Кислова Т. Р. По дороге к азбуке.
  3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.
  4. Репина З.А. Уроки логопедии. Екатеринбург.

Шалыгина Наталья Геннадьевна,

учитель – логопед

МБДОУ«Детский сад №7» г. Нефтеюганск

Игровое пособие «Веселая улитка» предназначено для автоматизации (закрепления) звука «С» в речи воспитанников с нарушениями звукопроизношения. Пособие помогает разнообразить детскую деятельностьна занятиях по усвоению и закреплению звука «С» в речи ребенка. В настоящее время воспитанники очень медленно усваивают свистящую группу звуков, поэтому приходится придумывать дополнительные игры и игровые упражнения, используя знакомый детям дидактический и речевой материал.Дидактический материал подобран с учетом методики последовательного усвоения поставленного звука, начиная с открытых прямых и обратных слогов и слов с ними, например: са-са-са – сани, коса, оса; ас-ас-ас – ананас. Слоги могут находиться в ударной или безударной позиции. Затем звук отрабатывается в закрытых слогах и словах с ними, в слогах со стечение согласных (ска-ска-ска – скакалка, маска), в словосочетаниях (усатая оса), в предложениях (В сад прилетела полосатая оса) и спонтанной речи ребенка.Это пособие можно использовать для автоматизации других звуков русского языка, необходимо только заменить предметные картинки, которые используются для работы, учитывая последовательность усвоения ребенком нарушенного звукопроизношения.Воспитанники с большим интересом выполняют игровые задания и успешно усваивают материал занятий.

Описание игрового пособия.

Пособие состоит из предметных картинок с учетом последовательности автоматизации звука в речи воспитанника на каждый изучаемый слог не менее 6 картинок со звуком в начале, в середине и в конце слова, например слог СА – сани,сапоги, самолет, самокат, оса, лиса, коса, ананас, Карабас.

Также пособие содержит в себе листы форматом А-4, на которых подобраны картинки со слогами

и изображения силуэтов улитки.

Пособие можно изготовить из картона или обычной бумаги, предварительно перед работой с детьми заламинировать весь дидактический материал для удобства его обработки и сохранности.

Дидактические картинки для игрового пособия взяты из игры Н,Е, Ильяковой «Звуки С, З, Ц – я вас различаю», Т,С, Резниченко, О.Д, Лариной Логопедический альбом «Говорим правильно» - звуки С,З,Ц и интернет сайтов – адреса указать не могу так как картинки собраны очень давно и в то время не требовалось делать ссылку на сайт.

Варианты использования:

Вариант №1 . Автоматизация звука в словах.

Логопед и воспитанники работают на общем поле с картинками, закрепляя правильное произношение звука, выполняя упражнения:«Послушай, повтори», «Назови картинку, правильно произнося все звуки», «Скажи, не ошибись». Первое время все упражнения выполняются со зрительной опорой на картинки. Затем задания выполняются без зрительной опоры только на слух – формируя у ребенка слуховое (фонематическое) восприятие правильного и четкого звучания звука.

Вариант №2 .Автоматизация звука в словах с помощью игрового поля с силуэтом «Улитки» .

Логопед и воспитанник повторяют одно из упражнений варианта №1. Затем ребенку предлагается «Улитка» и даются задания:

Выложи «Улитку» картинками, названия которых начинаются со звука «С»;

Выложи «Улитку» картинками, в названии которых слышится слог «СА», «СО» и другие по мере усвоения материала ребенком;

После каждого выполненного задания ребенок в обязательном порядке проговаривает подобранные им слова, закрепляя правильное произношение и если необходимо, исправляет свои ошибки, которые он допустил при выборе картинок.

Вариант №3. Развивает мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, память.

Этот вариант учит ребенка выполнять самостоятельно предлагаемую инструкцию к правильному выполнению задания и самоконтролю за произношением отрабатываемого звука «С».

Вспомнить и нарисовать слова со звуком «С» в любой позиции;

Вспомнить и нарисовать слова только со звуком «С» в начале слова;

Вспомнить и нарисовать слова со слогом «СА», «СУ», «СТА» и так далее.

После того, как ребенок нарисует схематично слова, он обязательно должен проговорить их с четким произношением звука «С».

Вариант №4. Автоматизация звука в словосочетаниях и предложенияхв играх.

  1. Игра «Один – много»

Цель. Образование множественного числа существительного.

Методическое указание. Ребенок называет и показывает то, что он называет.

  1. Игра-шутка «Ответь одним словом»

Цель. Изменение существительного по падежам.

Задание ребенку: Выбери одну из картинок. Ответь на вопросы только этим словом.

Вопросы ребенку задаются с учетом падежей.

Подробное описание игр можно найти в книге «Логопедическая грамматика для малышей» О.А.Новиковская

  1. Игра «Скажи ласково»

Цель. Учить изменять существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (стол – столик).

  1. Игра «Посчитай»

Цель. Учить ребенка согласовывать окончания имен существительных с числительными в словах и словосочетаниях. (Один самолет, два самолета, пять самолетов).