Преобразования армии и флота Российской империи в контексте военных реформ второй половины XIX века.

Отсталость русской армии, которую со всей очевидностью проде­монстрировало поражение в Крымской войне, появление новых угроз (например, объединенной милитаризованной Германии), рост револю­ционного движения и необходимость отстаивания внешнеполитичес­ких интересов России обусловили необходимость перестройки воору­женных сил страны.

Военная реформа проводилась в течение 12 лет под руководством военного министра Д.А. Милютина. В рамках реформы была проведе­на реорганизация военного управления, были созданы военные окру­га, осуществлялось перевооружение армии, в том числе замена крем­ниевых ружей капсулоными, улучшилась система подготовки военных кадров, был принят новый военный устав, проведена военно-судебная реформа. В ходе этих преобразований были созданы военные гимна­зии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения, в которые принимались лица всех сословий. Новые уставы уделяли главное вни­мание боевой и физической подготовке солдат. В целом это должно было усилить боеспособность войск. Однако наиболее важным эле­ментом военной реформы было изменение принципов комплектова­ния вооруженных сил.

На первом этапе реформы был сокращен срок службы рекрутов (с 25 до 15 лет), несколько улучшена подготовка офицерских кадров. Однако рекрутская повинность как способ комплектования армии дей­ствовала вплоть до 1874 г. И только быстрое усиление западноевро­пейских армий, формировавшихся на основе всеобщей воинской по­винности, заставила правительство ввести аналогичный порядок в рус­ской армии.

1 января 1874 г. был утвержден Устав о воинской повинности, ко­торый для всего мужского населения России вместо рекрутских набо­ров вводил всесословную воинскую повинность. Военнообязанны­ми были лица мужского пола всех сословий, достигшие 21 года.

Срок службы в сухопутных войсках составлял 6 лет с последую­щим зачислением в запас на 9 лет, во флоте соответственно 7 лет и 3 года в запасе. Для лиц, имевших образование, продолжительность службы сокращалась. Так, лица, окончившие высшие учебные заведе­ния, должны были служить всего 6 месяцев, гимназию - 1,5 года, го­родское училище - 3 года, а начальную школу - 4 года.

Однако призыву на действительную службу подлежали далеко не все. Действовали многочисленные льготы, освобождавшие от службы в связи с семейным положением, религиозными взглядами, националь­ной принадлежностью. Так, не подлежали призыву единственные сы­новья, кормильцы престарелых родителей и др. От военной повиннос­ти освобождались служители культа, хотя часть их находилась в войс­ках в качестве армейских священников, некоторые сектанты, по зако­нам своей веры не могущие носить оружие. Так, для меннонитов, части немецких колонистов, вводилась альтернативная служба в лесных командах (в мирное время) и санитарных частях (в военное время). От военной службы освобождались также отдельные народности Край­него Севера, народы Средней Азии, Казахстана и частично Кавказа. Остальные граждане, достигшие 21 года, призывались на службу по жребию. Лица, не призванные в регулярные войска, зачислялись в ополчение.

Новый порядок призыва в армию позволил России при сокраще­нии срока действительной военной службы создать крупные обучен­ные резервы. Это значительно облегчало содержание армии и позво­ляло в случае войны отмобилизовать значительную обученную воен­ную силу.

Командный состав по-прежнему сохранял корпоративный и сослов­ный характер, еще длительное время в нем преобладали дворянские элементы. Для получения офицерского звания требовалось специаль­ное военное образование.

Сохранялась особая военная юстиция, в ведение которой в 1878 г. было передано большое число дел о государственных преступлениях (сопротивление властям, нападение на полицию и войска). Еще ранее, в 1863 г., в связи с польским восстанием генерал-губернаторам было дано право объявлять губернии на военном положении, в связи с чем многие дела переходили в ведение военных судов.

С XIX века история постепенно становится всемирной, с этого же времени история России по-настоящему превращается в Европейскую. Ещё в начале XVII в. Пётр I «прорубил окно в Европу», при Екатерине II с Россией будут считаться, но только после наполеоновских войн (конца XVIII – начала XIX вв.), в результате её победы над Францией (1812-1814г.г.), она окончательно утвердилась в числе европейских стран, боровшихся за гегемонию на континенте.

Россия вступила в этот век, сохранив свой облик самодержавного государства с феодально-крепостной системой хозяйства. Она занимала огромную территорию в 18 млн. кв. км(Восточная Европа, Азия и Северная Америка (Аляска)). Численность населения составляла более 35 млн. человек, 9/10 из них занимались сельским хозяйством, которое по-прежнему развивалось экстенсивным путём. И если по численности населения, военной мощи Россия была первой державой Европы, то структура её экономики оставалась архаичной. Крепостная система тормозила рост производительных сил и мешала продвижению страны по пути модернизации.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. совершается последний дворцовый переворот. Павел I был убит, на высший престол взошёл его старший сын Александр. За его образованием и воспитанием лично следила Екатерина II. Так сложилось, что весь XIX век и до конца дней династии Романовых (март 1917 года) будут править Россией внуки и правнуки Екатерины Великой, за которыми закрепятся прозвища: Александр I (1801-1825г.г.) – «Благословенный», Николай I (1825-1855г.г.) – «Палкин», Александр II (1855-1881г.г) – «Освободитель», Александр III (1881-1894г.г.) – «Миротворец» и Николай II (1894-1917г.г.) – «Кровавый».

В центре внимания правительства страны в первой половине XIX века стояли три важнейшие проблемы: административная – совершенствование государственного управления; социальная – аграрно-крестьянский вопрос; идеологическая – улучшение системы просвещения и образования.

Вступив на престол, Александр I был намерен провести реформы по самым насущным социально-политическим вопросам. Он начал с отмены наиболее одиозных указов отца, Павла I. Восстановил Жалованные грамоты дворянству и городам, отменил запреты на выезд за границу, на европейскую литературу, освободил из ссылки офицеров и чиновников (около 12 тыс. человек), пострадавших при Павле I.

В 1802г. устаревшие петровские коллегии были заменены министерствами, которые управлялись по принципу единоначалия, а министры подчинялись непосредственно императору. Для обсуждения совместных дел был учреждён комитет министров.

Одновременно реформируется и сенат, который стал высшим судебным органом, одновременно контролирующим законность в стране, деятельность административных структур.

В 1803 г. вышел Указ о вольных хлебопашцах, разрешающий помещикам отпускать на волю крепостных с наделением их землёй за выкуп. По этому указу за первую четверть XIX в. было освобождено 47 тысяч крестьян.

В 1810 г. был учреждён Государственный совет – совещательный орган при императоре, в который входили им же назначаемые министры и высшие чиновники.

По поручению Александра I М.М. Сперанский подготовил и представил проект политической реформы, стержнем которого являлось кординальное реформирование государственных органов, на принципе разделения властей. По сути дела, это привело бы к превращению самодержавной монархии в конституционную (с конституцией, выбранной Госдумой и т.д.).

Император одобрил этот проект, но осуществить его так и не решился.

В 1803 г. была реорганизована система учебных заведений. В основу были положены: преемственность и бессословность образования. В 1804 г. был принят университетский устав, предоставивший им автономию, через 2 года в стране было уже 6 университетов, а в 1811 г. открываются лицеи. Все эти реформы носили прогрессивный характер.

Однако, реформаторские планы нарушила война с Францией. 12 июня 1812 года для России началась Отечественная война. Союзниками Франции выступали Австрия и Прессия. Численный перевес в людях был на стороне францезской армии(почти в 2 раза). Русские войска возглавлял воинский министр Барклай де Толли. С самого начала военных действий три русские армии, выдвинутых на встречу Наполеону, стали отступать в глубь страны и под Смоленском состоялось первое сражение. Город был захвачен врагом и продолжилось его наступление на Москву. Под воздействием общественного мнения главнокомандующим русских войск был назначен М.И.Кутузов. 26 августа 1812 г. на поступах к Москве состоялось Бородинское сражение. В целях сохранения армии Москву пришлось сдать, но затем под Малоярославцем и Красным дали решающие сражения, вынудили Наполеона отступать по им же опустошённой смоленской дороге. 25 декабря Александр I издал манифест об окончании войны. Затем освобождены Варшава, Гамбург, Берлин. Сокрушительное поражение Наполеону будет нанесено новой антифранцузской коалицией (Россия, Англия, Пруссия и Австрия) под Лейпцигом (4-7 октября 1813 года), в марте 1814 года союзники войдут в Париж.

После окончания Отечественной войны внутренняя политика Александра I потеряла прежний либеральный оттенок. По его инициативе в 1815 году создаётся «Священный союз», объединивший европейских монархов (России, Австрии, Пруссии и др.) для борьбы с революционным движением. В самой России установился режим аракчеевщины, усиливается цензура, гонения на прогрессивно мыслящих людей. Возникает самое уродливое проявление феодально-крепостнического гнёта – военные поселения. В некоторых из них произошли восстания (1819г. – в Чугуеве, в 1820г. – солдат Семёновского полка).

Таким образом, внутренняя политика Александра I, сначала – либеральная, затем – реакционная, была направлена на укрепление самодержавия, объективно способствовала активизации дворянского революционного движения под названием «Движение декабристов». Пик его выступления был спланирован на 14 декабря (после смерти Александра I в ноябре 1825г.), день переприсяги новому императору. Напуганный восстанием декабристов Николай I, вступив на престол, жестоко подавил восстание, стремился насадить во все стороны жизни страны военную дисциплину, неукоснительно защищал самодержавие и крепостной строй. В этих целях издаётся свод законов, создаётся корпус жандармов и третье отделение собственной канцелярии (генерал А.Х. Бенкендорф). Это приводит к чрезмерному разростанию бюрократического аппарата, нагнетанию обстановки в стране.

По его приказу создаются более 10 секретных комитетов для решения крестьянского вопроса (не затрагивая основ крепостного строя и самодержавия), министерство госимущества. С одной стороны это упорядочило налогообложение государственных крестьян, одновременно увеличило количество чиновников, контролирующих и обкрадывающих народ, усилился их произвол, который сопровождался взяточничеством, вымогательствами и казнокрадством. Крепостное право всё больше представляло собой пороховой погреб, готовый взорваться в любое время.

Проводилась реакционная политика и в области просвещения, учебные заведения находились под жестоким контролем правительства. Высшее образование теперь могли получать только дворяне, повышалась плата за обучение.

Министр просвещения Уваров выступил основоположником «теории официальной народности», утверждавшей как основной политический девиз России: «православие, самодержавие, народность». Таким образом, внутренняя политика Николая I была ориентирована на сохранение основ крепостничества. Нежелание проводить преобразования в стране, улучшать жизнь народа сказались трагическим образом уже в конце правления Николая I, обернувшись поражением России в Крымской войне.

2.Начало промышленного переворота в России

и его последствия.

Главная особенность экономического развития России в 30-50е гг. XIX в.– начало промышленного переворота, т.е. определённый скачок в развитии производительных сил, вызванный переходом от мануфактуры, основанной на ручном труде, к фабрике, где используются машины. Промышленный переворот имеет две стороны: техническую (систематическое применение машин) и социальную (формирование промышленной буржуазии и пролетариата – наёмных рабочих). Происходит совершенствование материально-технической базы производства: сначала в текстильной промышленности, затем и горнодобывающей. За этот период производительность труда выросла в 3 раза, а на долю машинного производства уже приходилось 2/3 продукции крупной промышленности.

Экономика России начала приобретать многоукладный характер. В промышленности появляются кустарная (мелкотоварная) промышленность, крепостные и вольнонаёмные мануфактуры, первые фабрики и заводы. Растёт новый класс – буржуазия. Это арендаторы земель, владельцы постоялых дворов, мельниц, строительных подрядов мануфактур, купечество. Постепенно складываются новые буржуазные династии – Сапожниковы, Морозовы, Бибиковы, Кондрашовы. На другом полюсе формируется слой вольнонаёмных рабочих. Поскольку крепостной труд в промышленном производстве с самого начала был малоэффективен, на мануфактуры стали нанимать жителей городов, государственных крестьян, крепостных, уходивших на заработок с разрешения своих господ. К 1860 г. 4/5 рабочих составляли вольнонаёмные. Появились признаки ослабления монополии дворянства на землю. В 1801 г. была разрешена свободная купля-продажа ненаселённой земли. В 1803 г. помещикам было дано право на освобождение крестьян за выкуп.

Однако, развитию экономики препятствовало плохое состояние путей сообщения. Первый пароход «Елизавета» появился в России только в 1815 г., а железная дорога, связывавшая Петербург и Царское Село, - в 1837 г. Перед реформой 1861 г. в России было только 1500 вёрст железных дорог, что в 15 раз меньше, чем в Англии, а число пароходов едва достигало 400, что при гигантских масштабах страны было крайне мало.

Тем не менее даже в этих условиях в первой половине XIX в. мануфактурное производство возросло в 14 раз. Формируются новые промышленные районы в России – Центральный (Московский), Северо-Западный (Петербургский) и Харьковский.

Получила новый импульс развития внутренняя и внешняя торговля, постепенно формируется всероссийский рынок. Внутренняя торговля расширялась за счёт экономических связей с национальными окраинами империи. Русские купцы осваивали новые территории: Камчатку, Чукотку, Курильские острова, Сахалин и среднюю Азию. Наиболее динамично развивалась внешняя торговля сырьём и сельскохозяйственной продукцией. Возрастало значение хлебного экспорта, который достиг к середине века около 70 млн пудов. Импорт в основном был ориентирован на удовлетворение потребностей дворянства в предметах роскоши и лишь небольшую часть импорта составляли машины, инструменты, необходимые для развития страны. Всё это привело к изменению социального состава российского общества. Городское население за первую половину XIX в. Выросло с 2,8 до 5,7 млн. человек (более чем вдвое), число городов увеличилось с 630 до 1032. Крупнейшими из них оставались Петербург (540 тыс. человек) и Москва (462 тыс.). Сельское хозяйство продолжало развиваться экстенсивно за счёт расширения посевных площадей; с 40-х годов в центральных губерниях, Прибалтике и Белоруссии увеличивались посевы картофеля, с этого времени ставшего для крестьянина «вторым хлебом».

Таким образом в России в первой половине XIX в. продолжал формироваться капиталистический уклад, но в целом она оставалась аграрной страной. Наиболее дальновидные политики России начинали понимать, что задержка в экономическом развитии и всё возраставшее отставание страны от Запада не способствуют росту её международного влияния и осложняют решение многих внутренних проблем.

3.Великие реформы Александра II и их значение.

Старший сын Николая I - Александра II вступил на престол 19 февраля 1855 г. По словам умиравшего отца его сын получал «команду не в добром порядке». Поэтому реформы в стране становились не только необходимы, но и неизбежны. В конце 1857 г. по его указанию в губерниях были учреждены дворянские комитеты для составления проектов реформы. Правительственная программа определилась к концу 1858 г.

19 февраля 1861 г. Александра II подписал «Манифест об отмене крепостного права» и «Положения» о крестьянах. Главным итогом реформы стало личное освобождение крестьян, наделение их землёй и выкупная сделка. Крестьяне получили право владеть имуществом, заниматься торгово-промышленной деятельностью, переходить в другие сословия. Однако освобождение от помещиков крестьяне оплатили высокой ценой. Крестьян освобождали с землёй, но его размер должен был согласован с помещиком. Если до реформы у крестьян было больше земли, чем предусматривалось актом 19 февраля, то излишек («отрезки») отдавался помещикам. Крестьянам отдавали землю худшего качества. Чтобы стать собственником земли, крестьяне должны были заплатить выкуп значительно превышающий её рыночную стоимость. Поскольку у крестьян небыло денег, в роли посредника выступило государство. Оно выдало помещикам до 80% выкупной суммы. Этот долг с процентами крестьяне должны были выплачивать в течение 49 лет. Его отменили лишь после революции 1905-1907 гг. Однако и 20% выкупной суммы оказались для многих крестьян не под силу, поэтому они считались временнообязанными и за пользование наделами должны были отбывать прежние повинности – барщину или оброк. Такое их состояние было ликвидировано только в 1881 г.

Историческое значение реформы в том, что крестьяне получили личную свободу (около 30 млн. человек), гражданские и имущественные права. Она расчистила путь для развития капитализма в России, обеспечила значительный приток крестьян в города, дала толчок развитию промышленного производства. В последующие годы возросло производство на металлургических, горнодобывающих, машиностроительных заводах и других предприятиях.

В 1862 г. правительством была проведена финансовая реформа . Её проведение было обусловлено осуществлением выкупных платежей за крестьянские земельные наделы. Была также проведена денежная реформа, которая заключалась в том, что государственные кредитные бумаги можно было обменивать на серебро и золото. Для оживления экономической ситуации был создан Государственный банк , начали создаваться частные банки, которые должны были также поддерживать рост экономики.

Следующим шагом стала реформа местного самоуправления. В соответствии с указом (1864 г.) на губернском и уездном уровне вводились органы местного самоуправления – земства. Состав земства определялся по имущественному цензу от трёх категорий граждан – помещиков, горожан и крестьян, со сроком их полномочий 3 года. Исполнительными органами земств стали управы, которые должны были решать вопросы местного характера, связанные с образованием, медицинским обслуживанием и т.д., но под строгим контролем губернаторов. В этом году была проведена и судебная реформа. Появились единые судебные органы, функционирующие на бессословной основе. Судебный процесс должен строиться на состязательной основе, сам суд объявлялся независимым от исполнительных органов власти. Кроме того, рассмотрению отдельных судов подлежали дела, касающиеся военных и духовенства.

В 1870 г. проведена городская реформа . По Городовому положению создавался бессословный орган местного управления в городах – дума, исполнительным органом которой объявлялась управа, которую возглавлял городской голова. Решения думы контролировались со стороны губернатора и министра внутренних дел. Выборы в думу проводились по имущественному цензу от тех же 3 категорий граждан (курий). В их ведении находились вопросы медицины, образования, местной налоговой системы, торговых отношений и т.д.

В 1862 году началась и военная реформа. Вся страна была поделена на военные округа, что делало управление более эффективным. Численность армии была сокращена, разработана программа производства и внедрения нового вооружения. Создавались специальные военные образовательные учреждения (гимназии и училища, а также академии). C 1874 г. отменялся рекрутский набор, вводилась всеобщая воинская повинность, которой подлежали мужчины с 21 года.

1864 г. началась реформа образования. Ещё в конце 1850-х гг. были созданы женские гимназии, а впоследствии стали появляться и высшие женские курсы на базе университетских программ. В 1864 г. был восстановлен автономный статус университетов, который давал высшим учебным заведениям относительную свободу в решении образовательных вопросов и политики назначения преподавательского состава. Было проведено разделение гимназий на классические и реальные со сроком обучения в 7 лет. Кроме того, появились земские и воскресные училища.

Проведённые Александром II преобразования имели прогрессивный характер, закладывали основу для эволюционного пути развития России. Логическим их продолжением могло бы стать принятие умеренной конституции, разработанной в конце 1870-х гг. министром внутренних дел генералом М. Т. Лорис-Меликовым. Однако убийство народовольцами императора Александра II (1 марта 1881 г.) изменило общее направление правительственного курса.

4.Особенности модернизации пореформенной России.

Приход к власти Александра III Миротворца (1881-1894 гг.) обозначал новый поворот от либерального реформизма к реакции. Считая реформы своего отца слишком либеральными, начал эпоху так называемых «контрреформ»:

В апреле 1881 г. обнародовал манифест «о незыблемости самодержавия», который позволял закрывать учебные заведения, органы печати, приостанавливать деятельность земств и городских дум;

В 1882 г. восстановил цензуру, строгий надзор за газетами и журналами, а все радикальные и многие либеральные из них были закрыты;

В 1884 г. вводится новый университетский устав, ликвидируется их автономия, усиливается надзор за преподавателями и студентами. В пять раз увеличивается плата за обучение;

Указом 1887 г. «О кухарских детях» запрещается приём в гимназию детей низших сословий;

В 1880-1890х гг. издаются законы, которыми закреплялась община, как податная единица, что затрудняло выход из неё крестьян;

В 1889 г. учреждаются должности земских начальников (из дворян), которые контролировали деятельность органов самоуправления, ограничивая их полномочия и др.

Однако, процесс развития капитализма в России, запущенный Великими реформами Александра II, набирал силу. В конце XIX в. наблюдается подъём промышленного производства, оформляется система капитализма.

Процесс перехода к капиталистическому, индустриальному обществу называется модернизацией. Российской модернизации характерны ряд особенностей. Она, в отличие от запада, имела догоняющий характер и проводилась сверху, а это вело к возрастанию роли государства в экономике, централизации и бюрократизации, к укреплению авторитарных начал верховной власти.

Другой особенностью было появление в стране крупных предприятий с тысячами рабочих. По степени концентрации рабочего класса на предприятиях к началу XX в. Россия занимала 1-е место в Европе и 2-е место в мире (после США). Этот процесс поощрялся правительством, заинтересованным в создании крупных предприятий для крупных госзаказов (прежде всего, военных). Их владельцы получали крупные кредиты и налоговые льготы.

Большая степень такой концентрации приводила к образованию монополий «Продмет», «Продуголь», «Продвагон» и др., которые устанавливали контроль над рынком для получения максимальной прибыли.

Параллельно с этим шла и концентрация банковского капитала. Пять крупных банков контролировали основную массу денег, которые вкладывали в промышленность, подчиняя её своему контролю. В результате происходило сращивание банковского и промышленного капитала, то есть появлялась финансовая олигархия, прибиравшая к своим рукам громадные средства и основные промышленные мощности.

Образование монополий, концентрация банковского капитала, появление финансовой олигархии свидетельствуют о том, что капитализм в России в конце XIX в. вступил в стадию империализма, но также со своими особенностями:

Новая сила – финансовая олигархия – тесно была связанна с государственной властью, что вело к складыванию государственно-монополистического капитализма. Буржуазия, набиравшая свою экономическую мощь, стремилась к власти, но оказывалась в оппозиции к самодержавию;

Отечественное производство в значительной степени базировалось на иностранных капиталах и займах;

Российский рабочий класс был самым угнетённым и нищим в Европе. Прослойка рабочей аристократии была весьма незначительной. Высокая концентрация производства создавала благоприятные условия для революционной агитации. Всё это лишало буржуазию свободы манёвра, был велик страх возможности революционных выступлений рабочего класса;

Особо следует подчеркнуть и такую особенность российского капитализма – катастрофическое отставание социально-экономического развития деревни. Причиной тому пережитки крепостного права. Отсталое крестьянское хозяйство по-прежнему душили непосильные налоги и платежи.

Таким образом, в конце XIX в. Россия, с одной стороны, вступила, вслед за ведущими странами мира, в эпоху буржуазной модернизации. Но при этом в стране сложился сложный пучок противоречий, как по вертикали между властными структурами, так и горизонтали. Незрелость средних слоёв, слабость буржуазии, разрыв «верхов» и «низов» обусловливали нестабильное и неустойчивое состояние общества.


Военное управление подверглось также реорганизациям. Все военные реформы возникли после назначения в 1861 г. на должность военного министра Д. А. Милютина, профессора Академии Генерального штаба, потом руководителя штаба Кавказской армии, владевшего выдающимися военными и персональными дарованиями, который был либерального воззрения.

Уже в начале правления убраны были военные поселения. Были упразднены унизительные физические наказания.

В середине 60-х годов была произведена реформа военно-учебных учреждений. В 1863 г. кадетские корпуса были перестроены в военные гимназии, тесные по программе общеобразовательных предметов (помимо общих военных) к настоящим училищам. В 1864 г. были созданы военные училища, в которые зачислялись воспитанники военных гимназий. Военные училища каждый год выпускали до 600 офицеров. Для особой подготовки военных инженеров, кавалеристов, артиллеристов были построены 16 юнкерских учебных заведений с сроком обучения три года. В практику включали увеличение квалификации офицерского состава во время постижения военной службы. Увеличивалась система высшего военного образования в военных академиях - Академии Генерального штаба, Инженерной, Артиллерийской, Военно-медицинской и во вновь созданной Военно-юридической.

В январе 1874 года была объявлена всесословная воинская повинность. В Высочайшем документе по этому поводу сообщалось: «Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного….». По закону 1874 г. все воинские подразделения Российской империи разделялись на 4 вида: иррегулярные войска (казачество), регулярные армия и флот, ополчение и запасные войска. Воинская повинность распределялась на все мужское население, достигшее двадцати лет, без разницы сословий, т.е. она стала всесословной. Правительство ежегодно устанавливает нужное число новобранцев, и по жребию выбирает из призывников только это количество (как правило, на службу бралось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали один-единственный сын у родителей, один-единственный кормилец в семье, и кроме этого, если старший брат призывника проходит или прошел службу. По закону 1874 г. от воинской повинности избавлялись духовные лица любых вероисповеданий, представители отдельных религиозных сект и объединений (в связи с их религиозных убеждений), народы Средней Азии и Казахстана, отдельные народности Кавказа и Крайнего Севера. Призванные на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет реальной службы и 3 года в запасе. Для приобретших начальное образование срок реальной службы сокращается до четырех лет, закончивших городскую школу - до трех лет, гимназию - до полутора лет, а обладавших высшим образованием - до полугода.

От сюда следует что, результатом реформы явилось создание малой армии мирного времени с высоким обученным резервом в случае войны.

Подверглась большим изменениям система военного правления, чтобы усилить правление по местам местоположения войск. Следствием этого пересмотра стало утверждение 6 августа 1864 г. «Положения о военно-окружных управлениях». На основе этого «Положения» создано сначала 9 военных округов, а потом (6 августа 1865 г.) еще 4. В каждом округе назначен, определяемый по прямому высочайшему усмотрению, главный начальник, имевший наименование командующего войсками военного округа. Эта должность может быть поручена и на местного генерал-губернатора. В отдельных округах определяется еще помощник командующего войсками.

Военно-окружная система обладала рядом преимуществ: устранялась ненужная централизация управления и основывались более подходящие условия для оперативного руководства войсками, укорачивались сроки мобилизации запасных в военное время. В условиях России с ее немалыми пространствами это стало первостепенным значением. По «Положению» 1867 г. было реформировано и центральное военное управление. В повиновение Военному министерству переходили инженерные войска, артиллерия, гвардия, военно-учебные учреждения (до этого они обладали своими отдельными управлениями), а на время ведения военных действий - действующая армия.

В 1867 г. был создан и подписан новый военно-судебный устав, возведенный на началах судебной реформы 1864 г. Вводились 3 судебные инстанции - полковой, главный военный суды и военно-окружной. На время войны создавался Главный военный полевой суд. Постановления военных судов подлежали ратификации соответственно полкового и окружного руководителей, а в конечной инстанции - военного министра.

К концу XIX века количество русской армии собирала (на 130 миллионов населения): офицеров, врачей и чиновников – сорок семь тысяч, нижних чинов – один миллион сто тысяч. Потом эти цифры уменьшались и составили 742 000 человек, причем военные возможности сохранялись.

В 60-х годах началось перевооружение армии: смена гладкоствольного оружия на нарезное, введение на вооружение системы стальных артиллерийских орудий, совершенствование конного парка. Особый смысл имело ускоренное формирование военного парового флота. По приказу военного министерства были выстроены железные дороги к западным и южным границам Российской территории, а в 1870 году впервые возникли железнодорожные войска. На протяжении 70-х годов в большей своей части закончилось техническое перевооружение армии.

Забота о защитниках Родины выражалась во всем, даже в мельчайших нюансах. Скажем, более 100 лет (до 80-х годов XIX века) сапоги делались без отличия правой и левой ноги. Правительство считало, что при боевой тревоге солдату нет времени думать, какой сапог надевать, на какую ногу.

Необычное отношение было к пленным. Военные, взятые в плен и не находившиеся на службе у противника, после возвращения домой получали от государства деньги за все время, когда они находились в плену. Пленный был лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, награждали медалями и очередными званиями. Ордена России ценились особенно сильно. Они доставляли такие привилегии, что даже переменяли положение человека в обществе.

В конце XIX в. в русской армии были сделаны следующие перемены. По новому воинскому уставу 1888 г. определялся пятилетний срок реальной службы и тринадцатилетний срок - пребывания в запасе для любых родов войск, с последующим приемом в ополчение. С 20 лет до 21 года увеличивался призывной возраст на реальную службу. Предельный возраст для ополченца повышался с сорока до сорока трех лет. Сохранялись все льготы по семейному состоянию, однако в два - четыре раза увеличивались сроки службы для лиц, завершивших средние и высшие учебные заведения, а также и для вольноопределяющихся.

Военные реформы 1861-1874 гг. исполнить важную роль в увеличении боеспособности русской армии. Однако итоги этих реформ отразились не сразу. Военно-учебные учреждения еще не могли покрыть острый дефицит офицерских кадров, процесс перевооружения армии затянулся на несколько десятилетий.



Третий параграф. В нем речь идет о реформах русской армии в 19 веке. Реферат легко оформить ка доклад, эссе, контрольную или творческую работу. Уникальность текста 80%. Можно приобрести весь реферат за 150 р. на сайте Автор 24 . Параграфы 4 – 5 и Заключение будут выложены отдельно.

В начале 19 в. в России были проведены серьезные военные реформы. Это обуславливалось процессом разложения феодализма и переходом к новым капиталистическим отношениям. Дворянская элита страны активно противодействовала изменениям в армии и флоте, поэтому радикальные реформы военной сферы были отодвинуты во времени до второй половины 19в.

Александр I, вступив на престол в 1801 г. провозгласил курс на реформирование всех сторон жизни, государства, в том числе и в военной области. В 1802 г. проведена реорганизация центрального военного управления. Вместо Военной и Адмиралтейской коллегий, создаются Военные и Морские министерства. Проведены реформы в организации войск.

В пехоте и кавалерии постоянным войсковым соединением стала дивизия, состоявшая из 2-3 бригад двух полкового состава и артиллерийской бригады. Дивизии сводились в корпуса – высшие соединения, как в пехоте, так и в коннице. Корпус имел, как правило, две дивизии и две артиллерийских бригады. Корпуса объединялись в армии.

Так, в начале 1812 г., войска были сведены в 8 пехотных, 4 кавалерийских корпуса и два казачьих отряда и распределялись между 1- й и 2- й Западными, 3- й Резервной и Дунайскими армиями. Увеличилось число егерских полков, способных вести бой в рассыпном строе.

Русская армия 1809г, получила на вооружение более совершенное 7-линейное кремневое ружье, что позволило ввести обучение войск прицельной стрельбе. При участии генерала П. И. Багратиона и военного министра. М. Б. Барклая-де-Толли были разработаны и введены новые уставы и наставления. Некоторое усовершенствование получила система подготовки офицерских кадров, расширена сеть военно-учебных заведений.

Эти изменения положительно сказались на русской армии, которая во время Отечественной войны 1812 г под командованием М.И. Кутузова разгромила сильнейшую в мире того времени армию Наполеона.

Поражение в Крымской войне 1853 – 1856 гг. заставило руководство страны предпринять более радикальные преобразования системы вооруженных сил. В 1861г. на должность военного министра был назначен генерал Д. А. Милютин (1816-1912 гг.) – сторонник реформ в армии, сумевший при скромных экономических возможностях государства поднять мощь русской армии. В 1862 г. он представил царю, проект военной реформы, который одобрил его. Россия вступила в полосу военных реформ, которые продолжались до 1874г.

Цель этих реформ состояла в создании массовой армии, в ликвидации военной отсталости России, выявленной в Крымской войне 1853-1856 гг.

Основные мероприятия реформы:

замена рекрутских наборов всесословной воинской повинностью. Согласно принятому Уставу о воинской повинности (1874г.) к службе привлекались все мужчины, достигшие 20-летнего возраста. Срок действительной службы в сухопутных войсках определялся в 6 лет и затем 9 лет в запасе, на флоте – 7 лет и 3 года в запасе.

Устав освобождал от военной службы служителей религиозного культа, преподавателей, врачей, народов Средней Азии и Казахстана, Крайнего Севера и Дальнего Востока, Кавказа. Освобождались от призыва в армию по семейному положению (единственный сын, если он был кормильцем семьи).

В целом по стране число ежегодно призываемых в армию не превышало 30%, от лиц призывного возраста. Люди, имевшим образование, получали льготы: для окончивших высшие учебные заведения срок действительной службы сокращался до шести месяцев, гимназии – до- полутора лет.

Переход к всеобщей воинской повинности позволил государству сократить численность армии в мирное время и значительно увеличить контингент военно-обученного запаса. Его численность к концу века составила около 3 млн. человек.

Реформа военного образования

Поведена реформа военного образования, подготовки и переподготовки офицерских кадров. В 60 -х годах 19 в. проведены преобразования военно-учебных заведений. Их цель заключалась в том, чтобы готовить преданные Отчизне, хорошо образованные и обученные военному делу кадры офицеров.

Были открыты две новые академии; Военно-юридическая и Морская. В конце века в России насчитывалось шесть военных академий (Генерального штаба, Медико-хирургическая, Артиллерийская, Инженерная, Юридическая и Морская). Но количество слушателей в них было небольшим. Например, в Артиллерийской академии число слушателей не превышало 60 человек.

Средняя военная школа была серьезно реформирована. Вместо кадетских корпусов создавались военные гимназии, которые давали общее среднее образование и готовили юношей к поступлению в военные училища, и прогимназии с четырехлетним сроком обучения для подготовки к поступлению в юнкерские училища.

В начале 60-х годов создаются военные и юнкерские училища. В военных училищах срок обучения был три года, туда принимались юноши, закончившие военные гимназии. В военных училищах внутренний распорядок был основан на выполнении строжайшей воинской дисциплине.

Юнкерские училища готовили офицеров из лиц, не имевших общего среднего образования, а также из армейских низших чинов, вышедших из дворянских и обер-офицерских семей. качество военных знаний, даваемых юнкерам, было боле низким, чем в военных училищах.

Для подготовки технических специалистов были созданы оружейные, технические, пиротехнические, топографические, фельдшерские и другие школы. В целях усовершенствования военных знаний и переподготовки офицеров учреждались одногодичные школы.

Итоги реформы:

  • В итоге реформы военной школы заметно улучшилась подготовка командных и инженерно-технических кадров, увеличилось их число. К концу 19в. в год в среднем выпускалось 2 тысячи офицеров, что позволяло обеспечивать до 80% вакансий в армии и на флоте.
  • В 1882 году военные гимназии были ликвидированы. Одновременно правительство восстановило кадетские корпуса как закрытые дворянские учебные заведения.
  • В итоге реформы военной школы значительно улучшилась подготовка командных, и инженерно технических кадров, увеличилось их численность.

К концу 19в. ежегодно обучалось:: в кадетских корпусах около 12 тыс. человек, – в военных училищах 5,5 тыс. человек, – в юнкерских 2,8 тыс. человек, – в академиях 850 человек.

Глубокие реформы были произведены в области военного управления и организации войск. Центральное управление по-прежнему осуществляло Военное министерство, которое состояло из:

  • 1) Военного совета;
  • 2) Канцелярии;
  • 3) Главного штаба;
  • 4) Главных управлений.

Полномочия министерства увеличивались: теперь вся армия находилась в его подчинении, включая гвардию и действующую армию.

Была создана военно-окружная система

Страна была разделена на 15 военных округов во главе с командующими, которые подчинялись императору. Контроль над командующими округами осуществляло военное министерство. Верховное командование над всеми вооруженными силами осуществлял император, его ближайшим помощником был военный министр.

Перевооружение армии

Важная составная часть военных реформ – перевооружение армии и флота. На вооружение русской пехоты стало поступать нарезное стрелковое оружие – винтовка системы Бердана, а затем трехлинейная винтовка системы Мосина (1891 г.).

Берданка - однозарядная винтовка калибра 4,2 линии (10,67 мм) под металлический патрон. Заряжалась с казны. Разработана командированными в США русскими инженерами полковником А.П. Горловым и капитаном К.И. Гуииусом при содействии американского полковника X. Бердана. На вооружение были приняты винтовки Бердана № 1 (1868), № 2 (1870). Имелось 3 типа № 2 - пехотная, драгунская и казачья винтовки.

Мосин Сергей Иванович (1849-1902) - русский конструктор стрелкового оружия, генерал-майор с 1900 г. В 1890 г. создал «трехлинейную» винтовку - калибр 7,62 мм, магазинную пятизарядную. Винтовку модернизировали в 1910, 1930 и 1933 гг. Ее боевая скорострельность - 10-12 выстрелов в минуту, прицельная дальность - до 2 тыс. метров, масса со штыком - 4,5 кг, без штыка - 4 кг.

В артиллерийские части поступали стальные нарезные орудия. Во второй половине 19 в. парусный флот уступил место паровому броненосному флоту. К концу века Россия занимала в Европе третье место по количеству боевых судов: Великобритания имела 355 кораблей, Франция – 204, Россия – 107.

Реформаторы попытались улучшить материальное положение офицеров, повысить престиж военной службы. В 1859 г. были установлены более высокие оклады денежного содержания офицеров. В 1886 г. на 10-40% были увеличены оклады строевым офицерам. В результате годовое жалование составляло: у командиров корпусов – 10950 руб., начальников дивизий 5256 руб., командиров полков – 3711 руб., командиров батальонов – 1380 руб., командиров рот -1032 руб. Тем не менее, жалование русских офицеров в сравнении с жалованием французских или немецких офицеров было низким, порой уступало в два и даже три раза.

Военные реформы второй половины 19 в. имели прогрессивное значение. Боеспособность российской армии и флота возросли, что показала русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Поражение в Крымской войне 1853-1856гг. показало полную непригодность вооруженных сил России.Начало военной реформе было положено в 1864 г.: был сокращен срок службы рекрутов до 15 лет, улучшено техническое оснащение армии и т. п. Однако рекрутская повинность как способ комплектования армии сохранялась.1 января 1874 г. был принят Устав о воинской повинности. Вместо сословной рекрутской повинности вводилась всеобщая воинская повинность для всего мужского населения. Призыв на военную службу проводился ежегодно по жребию среди лиц, достигших 21 года. Не вытянувшие жребий зачислялись в ополчение и участвовали только в учебных сборах.Срок службы для пехотинцев устанавливался в 6 лет, для моряков - 7 лет. Отслужившие зачислялись в запас: на 9 лет - для лиц, проходивших службу в сухопутных войсках, и на 3 года - для проходивших службу на флоте. Для лиц, получивших высшее образование, срок действительной службы сокращался до полу-года, среднее образование - до полутора лет.Офицерский корпус комплектовался лицами, получившими специальное образование в военных или юнкерских училищах и, как правило, принадлежавшими к дворянскому сословию.В 1863-1864 гг. с созданием новых пограничных округов, подчинявшихся военно-окружному управлению во главе с командующим войсками военного округа, была упорядочена пограничная служба.В результате реформы вооруженные силы России превратились в армию буржуазного типа, сохранившую, однако, некоторые феодальные пережитки (дворянский офицерский корпус, система обращения офицеров с солдатами, телесные наказания и др.).

^ 52.Контрреформы 70-80 гг 19 века.

Контрреформы 1880- 1890гг. в России- это изменение внутренней политики, пересмотр ряда существенных положений, установленных в ходе буржуазных реформ 60-70-х гг. 19 в.

Контрреформы начинаются с принятия в 1881 г. Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Данный документ предусматривал введение в отдельной местности или во всей стране при посягательствах против государственного строя или безопасности отдельных лиц состояния усиленной или чрезвычайной охраны. При этом вся полнота власти передавалась генерал-губернатору, расширялись права полиции и жандармерии, ограничивались права граждан, применялись карательно-репрессивные меры против правонарушителей и т. д.В 1889 г. было принято Положение о земских участковых начальниках, которое отменяло принцип отделения суда от администрации.Согласно Положению в уездах вместо мировых судей вводился институт земских участковых начальников. На них возлагались полицейско-судебные и административные функции: осуществление контроля над сельскими и волостными органами самоуправления, руководство полицией, надзор за деятельностью волостных судов и др.Кандидаты на должность земского начальника должны были соответствовать ряду требований: иметь высшее образование, стаж работы, высокий имущественный ценз, звание потомственного дворянина. В 1890 г. было пересмотрено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации - губернатор сам назначал гласных из числа крестьян-выборщиков. Таким образом, влияние дворянства в земских органах значительно усилилось.В 1892г. было принято новое Городовое положение. В соответствии с данным документом увеличивался имущественный ценз, что привело к отстранению от выборов в городские думы мелкой и части средней буржуазии.Избирательные права имели только те горожане, которые владели недвижимостью, а также владельцы торгово-промышленных предприятий, имевшие гильдейские свидетельства. Усиливался контроль за деятельностью органов городского самоуправления.Для малых городов Положением устанавливалось «упрощенное управление»: сход домохозяев города избирал собрание уполномоченных, а оно выбирало городского старосту.С нарастанием реакции в стране стала развиваться система административной репрессии. В 1871 г. были расширены права жандармерии в области дознания и следствия по государственным преступлениям. С 1872 г. все наиболее важные дела по политическим преступлениям стали рассматриваться Особым присутствием с нота с участием сословных представителей.В 1866 г. из компетенции суда присяжных были выведен дела о печати, в 1874 г. из ведения общих судов - дела о противозаконных сообществах и участии в них, в 1878 г. - дела противодействии или сопротивлении властям. Все эти и многие другие дела были переданы в военно-окружные суд В 1887 г. суду было предоставлено право рассматривать «деликатные» и «секретные» дела при закрытых дверях.


Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 г. и кончая «Основными государственными законами»23 апреля 1906 г. По первоначальному проекту (6 августа 1905 г.) Государственная дума предполагалась как «законосовещательное установление», избираемое на основе цензового представительства от трех курий. Обострение политической ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта.11 декабря 1905 г., после разгрома вооруженного восстания в Москве, издается указ «Об изменении положения о выборах в Государственную думу», которым значительно расширяется круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.Землевладельцы с полным земельным цензом (150 десятин) непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания, крупные города имели собственные избирательные собрания, наравне с губернскими.Крестьянские выборы были четырехступенчатыми: сначала выбирали представителей на волостной сход, затем - на уездный съезд уполномоченных от волостей,»на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупного города.Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым.

17 октября 1905 г. манифестом «Об усовершенствовании гос.порядка» объявлялся переход страны к новому строю - конституционной монархии. Манифест провозглашал основные гражданские права и свободы (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, Союзов и др.), предоставил избирательные права широким слоям населения, а также расширял права Гос.думы, объявляя ее органом, ограничивавшим монархическую власть.Госюдума и Гос.совет,в случае достижения между ними единства,могли противостоять монарху в области контроля над бюджетом и принятия новых законов.Однако право изменять основополагающие законы,контролировать работу правительства и использовать армию было выведено из сферы их компетенции и предоставлено исключительно монарху.Поэтому говорить о введении в России на этой стадии конституционной монархии как законченной формы правления будет не вполне правомерно ввиду большого числа изъятий из законодательства в пользу монархического компонента полит.системы

В Манифесте от 20февр.1906г.расширялись права законодательной деятельности Гос.совета и Гос.думы.Они наделялись законодательными полномочиями.Положение о том,что законодательные предположения рассматриваются в Гос.думе и,по одобрении ею,поступают в Гос.совет,говорит о том,что Гос.совет превратился во вторую палату российского парламента,Дума стала первой палатой парламента.Согласно указу «О переустройстве учреждения Гос.совета»от 20февр.1906г.были радикально изменены принципы формирования Гос.совета.Ранее его члены назначались царем.По новому Закону Госсовет состоял из двух категорий членов:назначаемых монархом и выборных.Указ содержал 5 категорий выборных членов Госсовета:избираемые Синодом от православного духовенства,избираемые от Академии наук и университетов,выборные от промышленности и торговли,выборные от каждого губернского земского собрания,выборные от дворянских обществ.

23 апреля 1906 г. были изданы «Основные гос.законы» (изменение которых могло осуществляться только по инициативе императора, но не Думы или Совета). В гл. 1 была дана формулировка верховной власти: «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». Власть управления также принадлежала императору «во всем ее объеме», но законодательную власть император осуществлял «в единении с Гос.советом и Гос.думой», и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения и вступить силу без одобрения императора. Однако ст. 87 Основных законов предоставляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы и Совета прерывалась. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие.

Не подлежали обсуждению Гос.думой и Гос.советом вопросы об исключении или сокращении платежей по гос.долгам, о кредитах Министерству двора, о гос.займах.

Гос.совет и Гос.дума ежегодно созываются указами государя императора. Продолжительность ежегодных занятий Гос.совета и Гос.думы и определяются указами государя императора.Гос.совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам. Общее число членов Совета, призываемых высочайшей властью к присутствованию в Совете из среды его членов по высочайшему назначению, не должно превышать общего числа членов Совета по выборам.Гос.дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет.Гос.совет проверяет полномочия своих членов по выборам. Равным образом Гос.дума проверяет полномочия своих членов. Членом Гос. совета и членом Гос.думы одно и тоже лицо одновременно быть не может.Состав членов Гос.совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий. Гос.дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее членов распущена указом государя императора. Гос.совет и Гос.дума пользуются равными в делах законодательства правами. Ведению Гос.совета и Гос.думы и обсуждению их в порядке, учреждениями их определенном, подлежат дела, указанные в учреждениях Совета и Думы. Законодательные предположения рассматриваются в Гос.думе и, по одобрении ею, поступают в Гос.совет. Законодательные предположения, предначертанные по почину Гос.Совета, рассматриваются в Совете и, по одобрении им, поступают в Думу. Законопроекты, не принятые Гос.советом или Гос.думою, признаются отклоненными.

^ 57.Аграрная реформа 1906-1911г.

Успешное проведение аграрной реформы 1906г. связывается с именем главы правительства П. А. Столыпина. Она состояла в преобразовании аграрных отношений в деревне в буржуазные. Реализация аграрной реформы проходила в годы русской буржуазно-демократической революции 1905- 1907 гг., она осуществлялась по нескольким направлениям:1.разрушение крестьянской общины и насаждение индивидуальной частной собственности;2.скупка Крестьянским поземельным банком помещичьей земли и продажа ее крестьянам;3.организация переселения крестьян в Сибирь и другие окраины из перенаселенных районов.5 апреля 1905 г. издан указ «О даровании населению облегчений по уплате долгов». В ноябре 1905 г. приняты: Манифест об улучшении благочиния и облегчения положения крестьянского населения, которым уменьшались на 50% (с 1907 г. отменялись) выкупные платежи со всех категорий крестьян, указ «Об уменьшении и последующем прекращении всех платежей с крестьян» и указ «Об облегчении задачи Крестьянского поземельного банка по содействию к увеличению площади землевладения малоземельных крестьян». В августе 1906 г. был утвержден указ «О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землепользования». Указом «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий», принятым в октябре 1906 г., провозглашались единые права для всех податных в отношении гос.службы. Расширялись имущественные и избирательные права крестьян. Отменялись подушная подать, круговая порука.Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения 1 землепользования», принятый 9 ноября 1906 г. и известный как «столыпинский», провозглашал свободный порядок выход из общины и закреплял наделы в собственность в любое время.Аграрные указы закреплялись законами Государственной думы. 14 июня 1910 г. был принят закон «Об изменении;дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении». В соответствии с ним закреплялись права крестьян выделять свои наследственные наделы, выходить из общины. Порядок землеустройства регламентировался в законе «О землеустройстве». Согласно ему образовывались землеустроительные комиссии под руководством дворян.

^ 58.Изменеия гос.строя в 1915г

19 июля (1 августа) 1914 г. Россия вступила в войну на стороне Антанты (Англии и Франции) против Германии, Австро-Венгрии и Италии. Совет министров был наделен чрезвычайными полномочиями. Большинство дел стало решаться им самостоятельно от имени царя.Правительство проводило курс на победу в войне и мобилизацию капитала. Гос.регулирование эк-ки приобрело чрезвычайные формы: административные методы регулирования, нормирование цен, таксировка, продовольственная разверстка, реквизиции и т. д. Значительная часть страны была объявлена на военном положении.В годы войны в составе правительства происходили частные смены как отдельных министров, так и председателя Совета министров.В мае 1915 г. на Всероссийском съезде представителей промышленности и торговли было принято решение о создании военно-промышленных комитетов как новых форм управления промышленностью и финансами.В августе 1915 г. правительством было принято Положение о военно-промышленных комитетах. Согласно этому акту целью создания комитетов являлось оказание содействия правительственным учреждениям в снабжении армии и флота снаряжением и довольствием. В состав Центрального военно-промышленного комитета входили представители Совета торговли и промышленности, Всероссийских союзов, городских дум Москвы и Петрограда, Всероссийской сельскохозяйственной палаты, Комитета военно-технической помощи. В августе 1915 г. был принят Закон об особых совещаниях. В соответствии с законом были созданы Особое совещание по обороне государства; Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обеспечению топливом путей сообщения, государственных и общественных учреждений и предприятий и др. В компетенцию этих органов входило: распределение военных заказов на предприятиях, контролирование их выполнения, отстранение администрации государственных и частных предприятий, проведение ревизий, закрытие предприятий и др. Летом 1914г. прошли съезды представителей земств и городов, создавшие Всероссийский земский союз и Всероссийский городской союз. В 1915 г. были созданы фронтовые комитеты Земского союза. Осенью 1916 г. городской и земский союзы создали Главный комитет Всероссийского земского и городского союзов (Земгор). Основными задачами этого органа были: оказание помощи раненым, распределение заказов, снабжение фронта медикаментами, продовольствием и снаряжением.

^ 59.Изменение гос.строя в период Февральской революции.

1сентября 1917г.Россия была провозглашена республикой.Было создано Временное пр-во,в кот.вошли практически все структуры Совета министров с главой в лице князя Г.Е.Львова.Другие гос.органы были распущены или не работали.В связи с крушением самодержавия была упразднена Канцелярия его величества.Временный комитет Гос.думы выступал в роли общественного органа.Сохраняется Сенат,но с изменениями(упразднен дисциплинарный суд и особое присутствие).Ликвидирован Департамент полиции(вместо него создан Главный комитет полиции),Главный комитет печати(его заменила Всероссийская книжная палата).Создан уголовный розыск.Появл.новые Министерства:труда,продовольствия,призрения.Создан эк-кий совет,с целью выработки общего эк-кого плана.Временным правительством были упразднены должности генерал-губернатора,градоначальника,частных приставов.Вместо них созданы должности комиссаров.Впервые организовано повсеместное управление.Суд.система была дополнена временными революционными судами в составе мирового судьи.Претерпело изменения и гражданское право.Вводится гражданство(вместо подданства),уравнены права женщин и мужчин,проводится амнистия полит.заключенных,смертная казнь заменяется каторгой,наблюдается гуманизация наказаний.Несмотря на то,что в уголовном процессе в основном действовали дореволюционные нормы,происходит дальнейшая демократизация.

^ 60.Законотворческая деятельность Временного правительства(март-октябрь 1917 года)

После Февральской революции Временное пр-во не хотело ломать систему права-сохраняли свое действие правовые нормы,оставались в силе основные источники права,но в области гос.права произошли изменения:отменены Основные гос.законы 1906года,разработано положение о выборах в Учредительное собрание.Увеличился объем политических прав граждан:свобода слова,печати,собраний,демонстраций. Временным правительством было узаконено создание фабрично-заводских комитетов-органов рабочего представительства.Некоторые изменения произошли в уголовном законодательстве:была отменена смертная казнь(но после июльских событий 1917 г.вновь вводится).Были созданы военные-революционные суды.В августе 1917г.была усилена уголовная репрессия по ряду преступлений,устанавливалась угол.ответственность за агитацию против правительства.Был принят Закон устанавливающий пожизненную каторгу за насильственное посягательство на изменение существующего строя.

^ 61.Законодательные акты,принятые на 2-ом Всероссийском съезде Советов(октябрь 1917г)

25 октября в 22.45 открылся II Всесоюзный съезд Советов (провозгласил себя высшим органом власти в России). Из 670 делегатов 380 - большевики, 100 - левые эсеры, 72 - меньшевики, 14 - меньшевики-интернациональсты.Осудив "военный заговор", организованный за спиной Советов съезд покинули меньшевики, эсеры и бундовцы. Их уход обрек на поражение Мартова, который предлагал создать правительство, в котором были бы представлены все социалистические партии и демократические группы. После ухода Мартова Троцкий предложил резолюцию, что уход меньшевиков и эсеров является преступной и отчаянной попыткой лишить Съезд представительности. Ленин предложил резолюцию "Вся власть Советам!"После ухода меньшевиков, через два часа после ареста Временного правительства были ратифицированы "Декрет о. мире" и "Декрет о земле".Декрет о мире - немедленно начать переговоры о справедливом демократическом мире без аннексий и контрибуции; отменить тайную дипломатию; опубликовать секретные договоры Царского и Временного правительств. Декрет о земле - конфискация помещичьих земель; частная собственность на землю отменяется безвозмездно. Все земли передаются в распоряжение местных советов; аренда земли и применение наемного труда запрещены.На съезде было сформировано временное (до созыва Учредительного собрания) советское правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК), в которое вошли большевики и левые эсеры.

Накануне Октябрьской революции на местах существовали городские и земские органы само управления. Советы рабочих и солдатских депутатов. Советы крестьянских депутатов, комиссары Временного правительства, органы сословного самоуправления. Процесс слома старого и создание советского гос.аппарата на местах были взаимосвязанными и сравнительно продолжительными. Руководство этим процессом осуществляли Всероссийские съезды Советов, Петроградский ВРК, ВЦИК, НКВД и другие органы. Всероссийские съезды Советов, Петроградский ВРК, ВЦИК, НКВД и другие органы.Уже П Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов постановки о переходе всей власти па местах к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, закрепив тем самым принцип полновластия и единовластия Советов на местах в решении местных дел. Съезд также постановил о ликвидации комиссаров Временного правительства на местах. Таким образом, сразу же после победы Октябрьского восстания начался процесс слома прежнего и создание нового аппарата на местах. Советское гос-во дифференцированно подходило к ликвидации земских и городских органов самоуправления. Там, где они активно выступили против Советской власти, их упраздняли. Там же, где они лояльно отнеслись к новой власти, их временно сохраняли, пока местные Советы не создали своего аппарата. Процесс слома земских и городских органов самоуправления начался в ноябре 1917 г. и завершился к августу 1918 г. Декретом ВЦИК и СНК от 10 ноября 1917 г. упразднялись все сословия и сословные деления граждан и сословные организации и учреждения.Власть на местах переходила к Советам. Так, за время с 25 октября 1917 г. по 11 февраля 1918 г. Советская власть была установлена в 90 губернских и других крупных городах. Начался процесс слияния Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Декретом ВЦИК от 24 ноября 1917 г. было установлено право избирателей отзывать своих выборных, в том числе и из местных Советов. В соответствии с постановлением НКВД от 28 октября 1917 г. местные Советы рабочих и солдатских депутатов получили право создавать свои вооруженные формирования - отряды рабочей милиции, что, несомненно, усиливало власть местных Советов, особенно на первых порах становления новей власти

Органы милиции возникли по инициативе НКВД в ходе проведения вооруженного восстания в Петрограде. Милиция формировалась на основе принципа добровольности,на работу принимались граждане РСФСР, достигшие 21 года, имеющие рабочее или крестьянское социальное происхождение. Инструкцией определялись основные задачи милиции: охрана общественного порядка, борьба с уголовной преступностью, пресечение действий против власти, проведение в жизнь законов Советской власти и т. д. Система милицейских органов окончательно сложилась к июню 1920 г., когда было принято Положение о рабоче-крестьянской милиции. В соответствии с ним на органы милиции возлагались функции по охране общественного порядка, борьбе с преступностью, проведению следственных действий и дознания по уголовным делам.Систему органов милиции составляли:городская и уездная милиция;промышленная - фабрично-заводская, лесная, горнопромышленная и т. п.;железнодорожная; водная - речная, морская;розыскная милиция.Руководство системой органов милиции осуществлял НКВД.

7 декабря 1917 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Структура и состав ВЧК формировались постепенно. Во главе аппарата ВЧК стоял ее председатель. На эту должность был назначен Ф.Э. Дзержинский. ВЧК действовала как коллегиальный орган. При председателе ВЧК состояла коллегия. В ВЧК были созданы след.отделы: информационный, организационный,борьбы с контрреволюцией и саботажем,по борьбе со спекуляцией,по борьбе с преступлениями по должности,тюремный и хозяйственный. В конце июля 1918 г. были созданы железнодорожный отдел ВЧК и соответствующие отделы губернских ЧК, а также ЧК на больших железнодорожных станциях. Для осуществления своих полномочий ВЧК имела свои вооруженные силы.

^ 64Правовая основасозданияКраснойАрмии1918г

15 января 1918 г. СНК принимает декрет "О рабоче-крестьянской Красной Армии". Красная Армия создавалась на следующих основах: во-первых, создавалась она на классовом принципе - "из наиболее сознательных неорганизованных элементов трудящихся классов". Во-вторых, новая армия комплектовалась на принципе добровольности. Для вступления в ряды Красной Армии необходимы были рекомендации войсковых комитетов или общественных демократических организаций. Принцип добровольности строительства новой армии в тот период был вызван, во-первых» тем, что население еще не осознало необходимости защиты Советской власти, воина народу надоела, солдаты рвались домой; во-вторых, старый аппарат военного управления был ликвидирован, а новый еще не был создан. Верховным руководящим органом рабоче-крестьянской армии являлся СНК, а непосредственное руководство и управление армией было сосредоточено в Комиссариате по военным дедам и созданной при нем Всероссийской коллегия. 2января 1918 г. СНК принял декрет о создании рабоче-крестьянского красного флота на тех же основах, что Красная Армия. Конкретное руководство созданием новой армии возлагалось на созданную СНК всероссийскую коллегию по формированию РККА. В армии вводился институт военных комиссаров.Весной 1918 г. обстановка в стране обострилась, началась иностранная военная интервенция. В этих условиях декретом ВПК от 22 апреля 1918 г. вводилась всеобщая воинская повинность. Был взяты на учет граждане в возрасте от 18 до 40 лет, прошедшие курс обязательного военного обучения. Конституции РСФСР, принятой 10 июля 1918 г., в ст. 19 закрепилась обязанность всех граждан защищать социалистическое Отечество и устанавливалась всеобщая воинская повинность. В постановлении V Всероссийского съезда Советов "Об организации Красной Армии" от 10 июля 1918 г. отмечалось, что для создания централизованной, хорошо обученной и снаряженной армии необходимо использование опыта, знаний многочисленных военных специалистов из числа офицеров бывай армии. Они должны были быть взяты на учет и "обязаны становится на те посты, какие им укажет Советская власть". Нужно сказать, то еще в марте 1918 г. СНК узаконил привлечение военных специалистов в Красную Армию. В первые месяцы в Красную Армию вступило добровольно свыше 8 тыс. бывших офицеров и генералов.