Технологическая карта индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука. Технологическая карта логопедического занятия Технологическая карта логопедического занятия на лексические темы

Людмила Абрамова
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш]»

Технологическая карта

индивидуального логопедического занятия

на тему :

«Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках».

Подготовила :

учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад

«Улыбка» г. Жиздры

Абрамова Л. В.

Жиздра - 2015 г.

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия

учителя-логопеда Абрамова Людмила Валентиновна

Группа (номер,

логопедическое заключение ) Группа № 2 («Гномики» )

Логопедическое заключение : ОНР (3 уровень) .

Тема занятия Автоматизация звука «Ш»

Тип занятия «Новые знания»

Используемые технологии 1 . Технология на основе деятельностного подхода.

2. Здоровьесберегающие технологии .

3. Информационно-коммуникативные технологии .

4. Технология поэтапного формирования умственных действий.

Цель занятия Автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках.

Задачи Коррекционно-образовательные Коррекционно-развивающие Коррекционно-воспитательные

Закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Ш] ;

Умение чётко произносить звук [Ш] в слогах , словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках;

Развитие фонематического восприятия и слуха;

Умение составлять из слов предложения;

Умение согласовывать существительные с числительными;

Расширение и активизация словарного запаса;

Совершенствование навыков анализа и синтеза слов.

Развивать артикуляционную и мелкую моторику;

Развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление;

Воспитание навыков самоконтроля;

Воспитание активности и внимательности на занятии ;

Воспитание потребности в речевом общении;

Воспитание интереса к занятиям ;

Воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.

Предпосылки к универсальным

учебным действиям Личностные УУД : Регулятивные УУД : Коммуникативные УУД : Познавательные УУД :

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом;

Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Развивать умение слушать и понимать других;

Умение работать в паре;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Развивать умение находить и структурировать информацию;

Развивать умения представлять информацию и извлекать ее из схем;

На основе анализа объектов делать выводы,

обобщать, классифицировать по признакам;

Находить ответы на вопросы.

Средства ИКТ,

аппаратное обеспечение Аппаратное обеспечение : ноутбук.

Презентация «Автоматизация звука «Ш» .

Организационная структура логопедического занятия

Этап Длительность этапа Методы

и приемы работы Формы организации деятельности воспитанников Деятельность

учителя-логопеда Деятельность

воспитанника

Мотивации - создать условия для возникновения у воспитанника внутренней потребности включения в образовательный процесс;

Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

2 минуты Показ образца выполнения упражнения, картинки-символы Индивидуальная Показ картинки -символа артикуляционного упражнения с произнесением стихотворения Выполняет артикуляционную гимнастику.

II. Этап Актуализации знаний - актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения закрепления знания и их обобщение (воспроизводит и фиксирует ЗУН, необходимые для построения нового знания).

Длительность этапа Методы

учителя-логопеда Деятельность

воспитанника

2 мин Практические : аналитико-синтетические. Индивидуальная - Давай вспомним , как шуршит шторка на ветру : ш-ш-ш-ш.

Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе . Проверим, какой ветерок выходит?

Воздух выходит свободно изо рта? Есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук , какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук «Ш» – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори : ш-ш-ш-ш. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук «Ш» – глухой.

Упражнение «Постучи, как я» .

Произнесение слогов со звуком «Ш» .

Характеристика звука «Ш» .

Ша - шу – ши, Ашка - ушка – ишка,Ши –ша – шу, Ишка - ашка- ушка,Шу –ши – ша, Ушка – ишка – ашка.

Открытие новых знаний. - осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения

Длительность этапа Методы

и приемы работы Формы организации деятельности воспитанника Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

5 мин Практические :

аналитико-синтетические Индивидуальная Автоматизация звука [ш] в словах .

Вот мы и пришли к нашим друзьям. А Маша и Мишка наводят порядок в домике. Давай мы им поможем разложить вещи по шкафам - один шкаф для Мишки, другой – для Маши. Подумай, какие вещи могут быть в шкафу у Маши, а какие у Мишки?

Упражнение «Соедини слоги в слово, найди картинку » .

У мишки есть несколько любимых предметов, ты догадаешься, какие, если правильно соединишь слоги.

Шка-тул-ка.

Шо-ко-лад.

По-ва-рёш-ка.

Ка-туш-ка.

У Маши в шкафу … (шапка, шуба, шаль) .

У Мишки в шкафу … (клюшка, пушка, шашки) .

Произнесение слов.

Применение нового знания на практике.

Длительность этапа Методы

и приемы работы Формы организации дея-ти уч-ся Деятельность

учителя-логопеда Деятельность

воспитанника

11 мин Прктические Индивидуальная Упражнение «Раздели слово на части, хлопая в ладоши» .

А теперь давай прохлопаем в ладоши каждое получившееся слово, деля его на части.

Игра «Назови ласково» (ПК) .

Упражнение «Посчитай-ка» .

Цель : умение согласовывать числительные с существительными.

Маша собрала для Мишки шишки. Сколько шишек собрала Маша?

У Маши 6 шишек. Послушай и повтори.

Автоматизация [ш] в предложениях .

Наши друзья приготовили для тебя еще одну игру. Нам необходимо придумать предложение по каждой из предложенных схем.

Что изображено на первой схеме? (Мешок, стрелочка, вишня)

Как ты думаешь, что лежит в мешке? Ответь полным предложением.

Придумай предложения по второй и третьей схемам.

Автоматизация звука [ш] в стихотворениях.

Давай расскажем стишок для Мишки. Послушай и повтори за мной :

Шапка да шубка –

Вот наш Мишутка.

Задание «Подбери предметы к признакам» .

Ласковое, большое, горячее (солнышко)

Маленькая, еловая, коричневая (шишка)

Зеленая, прозрачная, тихая (лягушка)

Красивая, белая, болотная (кувшинка)

Задание : «Запомни и повтори чистоговорки вслед за диктором» . (Работа с ПК) .

Делит слово на части хлопками.

Шка-тул-ка.

Шо-ко-лад.

По-ва-рёш-ка.

Ка-туш-ка.

Хлеб – хлебушек.

Заяц – зайчишка.

Солнце – солнышко.

Изба – избушка.

Петух – петушок.

Скворец – скворушка.

Соловей – соловушка.

Вишня лежит в мешке.

Малыш играет с шариками. Маша собирает ландыши.

Повторение стихотворения.

Работа с предметными картинками .

Повторение чистоговорок.

Физминутка - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Длительность этапа Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

Показ образца выполнения упражнения ребенком Групповая

Выполняет физминутку вместе с воспитанником Физминутка ««Наша Маша варила кашу» Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила :

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

Изоритмика

Длительность этапа Методы

и приемы работы Формы организации деятельности воспитанника Деятельность

учителя-логопеда Деятельность

воспитанника

4 мин Практические : выбор правильных формулировок, устные, грамматические

По уровню самостоятельности : после объяснения задания Индивидуальная

Читает стихотворение.

Выполняет действия по прослушанному

Рефлексия

Формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности образовательной деятельности;

Формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика» .

Длительность этапа Методы

и приемы работы Формы организации деятельности воспитанника Деятельность

учителя-логопеда Деятельность

воспитанника

3 мин Практическая, сравнение. Индивидуальная Игра «Лабиринт» .

Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук «Ш-ш-ш» (Картинка на ПК ) .

Какой мы сегодня звук учились произносить ?

Наше занятие подошло к концу . И если тебе было интересно, возьми с собой весёлого мишку , ну, а если нет, то – грустного.

Работа с дорожкой на ПК, ответ на вопрос, выбор Мишки.

Литература.

1. Андреева Г. Н. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч.: пособие для логопеда / под ред . Р. И. Лалаевой. – М.: ВЛАДОС, 2012.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи 3-7 лет. М.:Мозаика-Синтез, 2005.

3. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Слободняк Н. П. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду . Методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ. М.:Сфера,2008.

4. Левчук Е. А. Грамматика в сказках и историях. СПб. ,2003.

5. Миронова С. А. развитие речи дошкольников на логопедических занятиях . ,М. ,2007.

Департамент образования администрации г. Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №39 имени П.Н.Самусенко»

План-конспект логопедического занятия

«Звук [И] и буква И»

Разработала Лебедева Ю.В.

учитель-логопед

Братск -2015г.

Тема. Звук [И] и буква «И».

Цель: Познакомить с гласным звуком [И] и буквой И.

Образовательные:

Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука [И],

Учить выделять гласный звук [И] из слогов, слов,

Познакомить с правильным написанием буквы И,

Развивать навыки обозначения мягкости согласных в схеме.

Коррекционно-развивающие:

Формировать функции фонематического восприятия и фонематического и слогового анализа и синтеза,

Развивать внимание, умение анализировать, навыки работы по алгоритму,

Расширять словарный запас,

Развивать навыки воспроизведения информации.

Воспитательные:

Формировать учебную мотивацию,

Учить задавать учебные вопросы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, индивидуальные зеркала, карточки со слогами, карточки со схемами слов, карточки с зеленым и красным цветом, логопедический тренажер «Дельфа», массажные мячи, лабиринт, песочница с подсветкой.

Использованные технологии: песочная терапия, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, игровые, технология оценки учебных достижений.

Основные этапы организации учебной деятельности

Формируемые способы деятельности

Используемый дидактический и наглядный материал

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1 этап.

Постановка учебной задачи, мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний

Песочница. Загадки.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (Рыба)

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу:

Когда спать, когда вставать. (Часы)

Избушка нова – жильца нет.

Жилец появится, изба развалится. (Яйцо)

Белая вата плывёт куда-то,

Чем вата ниже – тем дождик ближе. (Облако)

Зимой - звезда,

Весной - вода.

(Снежинка)

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей. (Буквы)

Видео фрагмент стихотворения «А и Б сидели на трубе»

Вызов уже имеющихся знаний.

Организация индивидуально-коллективной работы.

На далёкой космической галактике произошла песчаная буря. Всё перемешалось в космосе: продукты, животные, природные явления. Давайте поможем местным жителям отыскать все предметы.

Отгадайте загадку и назовите последний звук в отгадке.

Нарисуйте отгадку на песке.

Буря была такая сильная, что жители забыли, как их зовут. Нужно помочь.

Посмотрите мультфильм, послушайте стихотворение.

Какой главный звук будет сегодня на занятии?

Как зовут жителей планеты? (инопланетяне)

Определение темы занятия.

Отгадывают загадки, выделяют последний звук в отгадке, рисуют отгадку на песке.

Выделяют звук [и] в стихотворении.

Определяют тему занятия.

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Умение выделять и формулировать познавательные цели

Умение оформлять свои мысли в устной форме,

умение использовать речь для регуляции своего поведения

Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя,

принимать и сохранять учебную цель и задачу.

2 этап. Артикуляционная гимнастика

Прослушайте послание. Скажите о чём оно?

Не понятно? Конечно, ведь инопланетяне не знают нашего правила. А мы знаем.

Давайте разомнём наш язычок.

А) Сжать плотно губы, растянуть в улыбку под счет 1-2-3-4-5

Б) Почистить кончиком языка внутреннюю поверхность нижних зубов.

Повторяют правило:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Умение чётко произносить слова. Контролировать артикуляционные движения при помощи зеркала

3 этап. Подготовка к активному и сознательному усвоению материала

Отработка правильного дыхания и сильной воздушной струи

Логопедический тренажер «Дельфа»

Организация совместной деятельности.

Обобщение артикуляции и характеристики звука [и].

Рассмотрим в зеркало

артикуляцию гласного звука «И». Губы растянуты в улыбке.

Зубы видны. Кончик языка

прижат к нижним зубам, спинка языка сильно выгнута.

Произнесите звук «И».

Есть ли преграда, когда мы произносим звук «И»?

Значит, какой звук «И» – гласный или согласный?

Запомните: звук «И» - гласный.

Нашим инопланетянам очень темно. Давайте разведём костер на поляне.

Показывают артикуляцию звука [и]. Дают характеристику звуку.

Соотносят звуки с буквой.

Подходят к тренажёру «Дельфа». Выдувают сильную воздушную струю. Контролируют выдох на экране.

Умение слушать, слышать, анализировать, сопоставлять, дифференцировать, делать выводы.

Умение организовывать и осуществлять совместную деятельность.

Умение оценивать правильность своих действий

Физминутка

Лабиринт с шариком

Давайте поможем нашему инопланетянину добраться домой.

Когда инопланетянин доберётся до цели, все дружно должны произнести звук [И]

Держат лабиринт в руках и направляют шар в цель.

Сотрудничать с товарищами для достижения назначенной цели

Координировать движения

4 этап. Первичное усвоение новых знаний

Длинные воздушные шары

Раскраска для интерактивной доски

http://poskladam.ru/bukvy/10.html

Звук [И] обозначается вот такой буквой «И».

Какие элементы нам понадобятся, чтобы написать букву и?

Две палочки прямые,

Меж ними ремешок.

Он снизу вверх направо

Идёт наискосок.

Как выглядит печатная буква И?

Раскрасим нашу букву на доске.

Давайте выложим при помощи шаров букву И.

Раскрашивают букву И на интерактивной доске

Выкладывают печатную букву И из шаров

Умение выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий.

Умение критично относиться к своему мнению и принимать точку зрения другого человека.

Умение самостоятельно анализировать условия задания на основе учета выделенных ориентиров.

Слоги для магнитной доски

Би, ги, ви, ди, пи, ми, ли. Квадраты зеленого, синего, красного цветов.

Буква И смягчает согласную, которая стоит перед ней. Прочитайте слоги. Как зовут инопланетян? (би, ги, ви, ди, пи, ми, ли)

Выложите схему слогов.

Читают слоги. Выкладывают схему слогов.

Умение действовать по заданному алгоритму.

Сравнивать правильный ответ со своим

Физминутка с массажными мячами

Массажный мяч на каждого ребёнка

Жили-были Би, Ги, Ви, Ди, Пи

И работали все вмести, дружно, посмотри.

Би - варил, Ги-воду носил,

Ви - кашу варил, Ди – суп солил.

Пи - всем песни пел, плясал, наши пальцы разминал

Массажируют мячом каждый палец обеих рук. Снятие мышечного тонуса, развитие скорости реакции, внимания

Рабочие тетради

Запись письменной буквы И заглавной и строчной.

Рассмотрим букву И письменную. Из каких элементов состоит буква?

Заглавная (петелька, 2 прямых наклонных, 2 крючка).

Ставим ручку на 1/3 снизу в верхней дополнительной строке, в средней третьей части выписываем петельку, опускаемся по прямой наклонной, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку на 1-2 мм выше верхней линеечки рабочей строки, выписываем «секрет», по «секрету» вниз, поворот на месте, крючок до середины.

Строчная (2 прямых наклонных, 2 крючка).

Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку до середины, пишем «секрет», по «секрету» прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины

Прописывают письменную букву И в рабочих тетрадях

Соотносить правильное написание буквы с выполненным заданием

Физминутка

Гимнастика для глаз

Помогаем инопланетянам очистить галактику. Следим глазами за нашими друзьями.

Дети следят глазами за движущимся объектом, что способствует профилактики заболеваний глаз и снятию зрительного напряжения.

5 этап. Первичное закрепление и систематизация знаний

Картинки со схемами: слон, роза, сани, лес, лис, лук, кит, лист, аист на парту

Демонстрационный материал с этими же картинками.

Организация учебного взаимодействия и обсуждение возникающих вопросов.

Выработка соответствующих навыков и умений.

Индивидуальная помощь при затруднении.

Организация фронтальной проверки

Выберите только те картинки в названиях которых есть звук [И]

Определите место звука [И] в слове, отметьте на схеме красным квадратом это место.

Выполняют задание согласно указаниям учителя. Находят карточки, выкладывают красный квадрат на место звука [И]

Умение проводить звуковой анализ и синтез.

Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результата действия.

Умение проводить анализ по заданным критериям.

Умение участвовать в обсуждении; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Критично относиться к своему мнению.

Умение организовывать и осуществлять совместную деятельность, учитывать позицию учеников. Задавать вопросы.

Умение учитывать сложность задания,

умение контролировать свои действия в ходе работы,

Умение вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем.

6 этап.

Подведение итогов

Рефлексия

С каким звуком вы познакомились на занятии? ([И])

Звук [И] гласный или согласный?

Какой буквой обозначается звук [И]?

Проведение рефлексии:

Какие задания понравились, какие

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу.

Умение обобщать знания, анализировать, контролировать и оценивать результат.

Умение отвечать на вопросы, слушать и понимать

Умение осуществлять пошаговый контроль по результату

Технологическая карта индивидуального (парного) логопедического занятия

Ф.И.О.

Учителя-логопеда

Милусь Наталья Александровна

Группа (логопедическое заключение)

Подготовительная группа, ОНР III уровня

Тема занятия

Дифференциация звуков /С/ и /Ш/

Цель

Выработать четкую дифференцировку /С/, /Ш/ с опорой на артикуляторные и моторные ощущения

Задачи

Образовательные:

Учить детей давать четкую характеристику изучаемым звукам,

Учить детей находить различия в акустико-артикуляционных характеристиках звуков /С/, /Ш/, с опорой на различные виды контроля.

Коррекционно-развивающие:

Содействовать совершенствованию фонематического восприятия,

Способствовать совершенствованию артикуляционной моторики, речевого дыхания, координации речи и движения,

Упражнять в дифференцировке звуков /С/- /Ш/ в слогах, словах, предложениях,

Учить определять место звука в слове (начало,середина, конец).

Воспитательные:

Дать возможность выражать свои мысли, доказывать, делать выводы,

Формировать способы дружеских взаимоотношений между детьми, привычку работать сообща,

Воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками.

Универсальные учебные действия

Личностные УУД:

1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2. Развивать способности к самооценке своих действий.

Регуляторные УУД:

1. Развивать умение формулировать цель деятельности, составлять план действий.

2. Формировать умение работать парно.

3. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его.

4. Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности.

Коммуникативные УУД:

1.Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

2.Формулировать собственные мысли, высказывания и обосновывать свою точку зрения.

3.Строить небольшое монологическое высказывание.

4.Осуществлять совместную деятельность в парах и индивидуально с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Познавательные УУД:

1.Осозновать поставленную задачу.

2.Формировать умение делать выводы в результате совместной работы парно и учителя-логопеда.

3.Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, делать обобщения, выводы.

Средства ИКТ, аппаратное обеспечение, наименование

Аппаратное обеспечение: индивидуальные компьютеры, доска СМАРТ, СД диски с играми, аудиозапись физкультминутки.

Предметные картинки со звуками /С/, /Ш/, наборы для составления схем, карандаши, тетради, зеркала, раздаточный материал: стеклянные камешки Кабошона, шишки (природный материал), дидактическая игра: «Найди звук», «Скажи наоборот», «Зашифруй слова», на доске изображения: туча закрыта солнышком, цыплята, еж, утка, заяц, улитка, сорока.

Организационная структура занятия

Этап логопедического занятия

Методы и приёмы работы

Формы организации деятельности воспитанников

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность воспитанников

Этап мотивации

Беседа, игра-разминка «Общий круг», артикуляционная моторика и мимические упражнения, работа с загадкой.

Задача: Эмоциональный настрой, создание положительных эмоций, способствование формирование мини группы (парно) воспитанников.

Включение воспитанников в деятельность через проблемную ситуацию.

Учитель-логопед собирает всех детей в круг, так, чтобы я видела вас, а вы видели меня. Когда дети рассаживаются в круг, учитель-логопед говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед справа».

Ребята, отгадайте загадку:

Огненное блюдце

По небу катается.

Утром на востоке

Поднимается.

Вечером на западе

За горизонт опускается.

А вы ребята помните сказку про «Солнышко», которое было три дня заслонено тучей, и после заблестеть не могло?

Однажды большая туча занавесило небо, закрыло солнышко и оно перестало освещать землю (на СМАРТ доске появляется изображение: туча закрыло солнце).

Что делать? Кто разбудит «Солнышко»?

(на доске СМАРТ появляется изображение: туча закрывающая солнце и цыплята).

Воспитанники здороваются глазками.

Ребята хором отвечают «Солнышко»

Да, помним. Это словацкая сказка «У Солнышка в гостях».

Ответы детей хором: решили идти цыплята.

Этап актуализации знаний

Наблюдение, самостоятельная работа, сравнение, анализ.

И, П

Звуковая разминка «Листья»

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся,

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Как шелестят листья? (Ш-ш-ш). Подул ветерок. Как ветерок свистит? (С-с-с). Листики шуршат: ш-ш-ш, ветерок свистит: с-с-с, листики…, ветерок….

Какие звуки мы будем стараться правильно произносить?

Что вы знаете про эти звуки?

Ребята выполняют движения в соответствии с текстом.

(Логопед произносит слова «листики» или «ветерок», а ребёнок – звуки /Ш/ или /С/).

Ответы: /Ш/ и /С/.

Ребята выполняют сравнительную характеристику звуков с использованием звуковых символов.

(/Ш/- согласный, глухой, твердый всегда, шипящий;

/С/ - согласный, глухой, твёрдый и мягкий, свистящий).

Этап выявления затруднений

Самостоятельная работа, сравнение, анализ

И, П

Ребята, а что мы ещё должны с вами обязательно помнить про эти звуки?

С помощью чего нам проверить какое положение во рту занимает кончик языка?

Ответы детей

(какое положение языка занимает звук /С/ и звук /Ш/)

Ответы детей (необходимо взять зеркало, произносить наши звуки по очереди и наблюдать за положением языка и губ); и ещё можно узнать положение языка по тактильным ощущениям.

Этап объяснение (добывания) нового знания

Наблюдение, анализ, дискуссия,

пальчиковая гимнастика.

И, П

Ребята, какой вывод можно сделать, сравнив эти два звука?

Идут, цыплята идут… Вот кого они встретили…

Пальчиковая гимнастика «Улитка»

Кто там медленно ползёт,

(одна ладошка накрывает другую).

Дом свой на себе несёт?

(«Улитка» медленно ползёт по столу).

Проползёт ещё немножко,

(указательный и средние пальцы высовываются из под ладошки).

Высунет и спрячет рожки.

По листу, по ветке гибкой

(«Улитка» ползёт с высунутыми рожками)..

Медленно ползёт …улитка!

(на доске появляется: туча закрыла солнце, цыплята, улитка).

Спросили цыплята у улитки, как им к солнышку пройти, а она говорит: «Спросите лучше у сороки. Она везде летает, всё знает».

Ребята, на что похожа буква Ш? А буква С?

Из чего мы можем выложить эти буквы?

Что при произнесении звука /Ш/ -губки вытянуты вперёд, рупором, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, язык принимает форму чашечки, кончик языка поднят к верхним зубам, а выдыхаемая струя – теплая;

При произнесении звука /С/ - губки в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, а выдыхаемая воздушная струя сильная – прохладная.

Выполнение ребятами пальчиковой гимнастики.

Ответы и рассуждения детей.

Ответы детей.

Каждый ребёнок выкладывает буквы /Ш/ и /С/ из того материала, который посчитает нужным (отдельно на столе к отдельных коробочках множество разновидностей материала: стеклянные камешки Кабошона, палочки счётные, веревочки, фасоль, пуговицы, карандаши цветные и т.д.).

Закрепление во внешней речи

Самостоятельная работа с проверкой

Рефлексия

Речевые упражнения, самостоятельная работа, взаимопроверка.

П, И

(на доске появляется: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока). Натаскала она много шишек и камешек КАБОШОНА и не может их разложить. Поможем ей.

Если услышишь в слове звук /Ш/, бери шишку, если звук /С/, бери камешек стеклянный и раскладывай их в разные стороны.

Слова: усы, уши, нос, нож, мыс, мышь, рос, рожь, миска, мышка, сутки, шутки, каска, каска, крыса, крыса, носки, ножки, басня, башня, касса, каша.

Идут дальше цыплята. Видят, зайка сидит, лапкой прикрывает книгу. (на доске появляется: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока, зайка). Что случилось? Зайка рассказал, что был дождь и в книге у некоторых слов смылись буквы.

Цыплята пожалели зайку и решили ему помочь.

«Буква потерялась». Посмотрите в словах пропали буквы. Дождь их смыл. Угадайте и поставьте их на место.

Цыплята спросили, не знает ли зайка, как пройти к солнышку. «Нет, может утка знает?» - ответил заяц.

Послушайте внимательно слова: санки, шапка. Вы должны выполнить звуковой анализ слов, с выкладыванием графической схемы. Напечатать слова в тетрадях.

На доске появляется: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока, зайка, утка.

Утка и утята прохаживаются вперевалочку и собирают цветы. Помогите им собрать красивые букеты.

Определение места звуков /Ш/ и /С/ в словах (начало, середина и конец), (у каждого цветочка в серединке схема, где находится звук).

Слова: шапка, уши, мышь, кувшин, душ, шайба, машина, тушь.

Слова: санки, носок, нос, собака, стол, усы, весы, сок, ананас.

Друзья спросили у уточки, не знает ли она, как попасть к солнышку. Уточка сказала, что не знает. Ей самой без солнышка грустно.

Ребята предлагаю вам выполнить одно задание самостоятельно, которое находится в конвертах. В одном конверте - картинка машина, а в другом – автобус. Вы должны будете составить предложение с этими словами по схемам, которые тоже находятся в конвертах (у каждого своя схема).

Уточка предложила спросить у ёжика, он очень умный.

На доске появляется: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока, зайка, утка, ёжик.

Ребята выполняют задание на развитие фонематического слуха

Ребята выполняют задание: ко..а, мы..и, но..ы, ..уба, ..апка, ..умка, мо..ка, па..та, ..анки, ма..ина, ..ахта, ..ило, но..ок, мо..т, ..ани, ми..ка, ..а..ки.

Дети выполняют задание самостоятельно, затем рассказываю и доказывают свои ответы.

Дети выполняют задание самостоятельно, а затем сравнивают свои результаты.

Дети самостоятельно выполняют задание.

Рефлексия, включение нового в систему знаний

Рефлексия, самооценка

-Ёжик знает одно стихотворение, которое может прогнать тучу и разбудить солнышко. Давайте его разучим, а вместе с нами и его друзья. (Учитель-логопед показывает на доска СМАРТ).

Прослушивание и отраженное проговаривание стихотворения «Солнышко, свети!»

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко!

Солнце, солнце – гори!

Солнце, солнце – свети!

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко!

Ты по кругу иди,

Не сбивайся с пути!

Вот и выглянуло солнце из-за тучи! (на доске появляется: солнце, цыплята, улитка, сорока, зайка, утка, ёжик). Все очень обрадовались! Сегодня мы помогали цыплятам и их друзьям искать солнышко.

Ребята, какое важное задание мы должны были с вами выполнить во время занятия?

Как вы думаете, удалось ли нам выполнить это задание?

Сделайте вывод: Что необходимо помнить, чтобы правильно произносить и различать свистящие и шипящие звуки?

Ребята, а сейчас каждый оценит свою работу ан занятии, для этого необходимо взять картинку – солнышко и поставить её на нашу лесенку - чудесенку, состоящую их трёх ступеней. Оцените себя. Если вы считаете, что были очень внимательны, старательны и выполнили работу без ошибок, то поставьте на самый верх лесенки – чудесенки.

Ребята слушают и отраженно проговаривают.

Учились правильно произносить и различать звуки /Ш/ и /С/.

Да.

Ребята по очереди озвучивают свои выводы (один ребёнок о свистящих, другой о шипящих звуках).

Ребята оценивают себя. Высказывают свое мнение.

Технологическая карта логопедического занятия.
Ф.И.О.
Гержина Тамара Ивановна
учителя­логопеда
Группа
(класс, логопедическое
заключение)
Тема занятия
Тип занятия
Используемые
технологии
Цель занятия
0 класс, подгрупповое занятие.
Логопедическое заключение: ФФНР.
Звук Ж. Буква Ж.
«Открытие нового знания»
1. Технология на основе деятельностного подхода.
2. Здоровьесберегающие технологии.
3. Информационно­коммуникативные технологии
Технология поэтапного формирования умственных действий
Формирование у дошкольников умений необходимых для правильного произношения звука [ж]. Развитие
фонематического слуха.
Задачи
Образовательные
Коррекционно­
развивающие
Воспитательные
Здоровьесберегающие
Предполагается, что к
окончанию занятия
учащиеся будут:
­ дифференцировать
понятия «звук», «буква»;
­ знать артикуляционную
позу звука [ж];
­ обозначать на письме
изучаемый звук.

Способствовать развитию
умений:
­корригировать
произношение звука /Ж/
и
­корригировать
развивать диалогическую
речь через формирование
ответа
полным
предложением;
­корригировать
развивать
внимание
фонематическое
и
слуховое
и

Создать условия,
обеспечивающие
положительный интерес к
изучаемой теме.
Способствовать созданию
условий обеспечивающих:
­ формирование навыков
самоконтроля;
­ овладение необходимыми
навыками самостоятельной
учебной деятельности.
Формировать установки на
здоровый образ жизни и
реализации в реальном

Планировать объем материала с
учетом
повышенной
утомляемости ребенка:
­следить за правильной осанкой
ребенка;
­соблюдать режим охраны
зрения;
­способствовать
благоприятного
психологического климата;
­чередовать статические и
динамические задания.
созданию

зрительное

внимание,
логическое
восприятие;
­корригировать речевое
дыхание;
­развивать
внимание и восприятие;
­развивать мелкую и
артикуляционную
и
общую моторику;
­развивать
память,
мышление;
и
­корригировать
личностные
развивать
качества,
эмоционально­
волевую сферу (навык
самоконтроля,
усидчивости);
­ выражать свои мысли
грамотно, точно, четко.
Регулятивные УУД:
­ развивать умение
высказывать свое
предположение;
­
учить принимать и
сохранять учебную задачу.
поведении.
Коммуникативные УУД:
­ развивать умение слушать
и понимать других;
­ учить работать в паре.
Познавательные УУД:
­ развивать умение находить и
структурировать информацию;
­ развивать умения
представлять информацию и
извлекать ее из схем, таблиц;
­ на основе анализа объектов
делать выводы,
обобщать, классифицировать
по признакам.
Универсальные
учебные действия
Личностные УУД:
­ формировать мотивацию
к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
­ создать условия для
воспитания
положительного интереса
к изучаемому предмету.

Средства ИКТ,
аппаратное обеспечение
Аппаратное обеспечение: компьютер, жидкокристаллическая панель.
Базовая презентация «Артикуляционная гимнастика. Комплекс упражнений для щипящих».
Оборудование
Индивидуальные зеркала, логопедические шпатели, схемы звуков, графический профиль артикуляции звука Ж,
демонстрационная картинка «Жук», раздаточные картинки на звук Ж, аудио песня «Мы жуки», счетные палочки
Организационная структура логопедического занятия.
Этап
Длительнос
ть этапа
Методы
и приемы работы
Формы
организации
деятельности
детей
Деятельность
учителя­логопеда
Деятельность
детей
I Этап
Мотивации
II. Этап
Актуализации
знаний
­ создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебный процесс;

5 минут
Фронтально
Учимся и оздоравливаемся.
Показ образца
выполнения
упражнения,
ИКТ
Выполняют
­дыхательную гимнастику:
«Кораблик» «Погреем ладошки».
­ артикуляционную гимнастику:
«Улыбка­Трубочка», «Грибок»,
«Чистим зубки», «Чашечка­блюдце­
тортик», «Вкусное варенье» «Парус»
­ актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и
фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания);
­ закреплять полученные знания об артикуляции звука [ж].
Длительнос
Деятельность
Деятельность
Методы
ть этапа
и приемы работы
учителя­логопеда
детей
Формы
организации
деятельности

3 мин
Практические
Фронтальная
детей
1. Показ правильной артикуляции звука
[ж]:
­ При произнесении звука [ж] губы слегка
вытянуты и округлены, зубы сближены, но
не соприкасаются, расстояние между ними
2­3 мм, язык «чашечкой» поднят вверх за
верхние зубы, около альвеол, воздух
тёплый, струя направлена посередине
языка, звучит голос.
­ Приняли правильное положение губ и
языка и пожжужали.
1. Артикулируют, глядя на себя в
зеркало, повторяя за логопедом.
Затем произносят звук [ж] длительно.
III. Этап
Выявления
места и
причины
затруднений
­ осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
­ фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и
определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения:
­ постановка звука [ж], выработка правильной артикуляции звука, закрепление его в слогах и изолированно.
Длительнос
Деятельность
Методы
Формы
ть этапа
и приемы работы
5 мин
Практические:
устные,
аналитико­
синтетические
организации
деятельности
учащихся
Фронтальная
учителя­логопеда
1. Игра «Здравствуй, пальчик!»:
пальчиковая гимнастика (большой палец
поочерёдно касается подушечкой с
остальными при этом проговаривает слоги
согласно таблице гласных букв:
ЖА­ЖО­ЖУ­ЖЫ­ЖЭ.
2. – Поиграем в маленьких жучков.
Пожжужим, расправив крылья.
3. Работа в парах:
­ Повернулись друг к другу и произнесли
звук [ж]. Обратите внимание на свою
Деятельность
обучающихся
1. Выполняют упражнение,
проговаривают слоги.
2. Произносят длительный звук [ж],
разводят руки в стороны.
3. Произносят звук [ж], сравнивают,
обращают внимание на ошибки.

артикуляцию и артикуляцию соседа.
Сравните.
4.Логопед указывает на ошибки и
недочёты.
IV. Этап
Объяснения
(добывания)
нового
знания)
Цели УД и способ их реализации:
­ учащиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину
затруднения (какие знания нужны и чему необходимо научиться);
­предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель может уточнить,
­определяют средства для построения НЗ(новых знаний) (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели, способы
записи).
Длительнос
Деятельность
Деятельность
Методы
ть этапа
и приемы работы
учителя­логопеда
детей
Формы
организации
деятельности
детей
Фронтальная
8 мин
Наглядно­
демонстрационн
ые: схем,
таблиц.
Практические:
сопоставление­
выбор
правильных
формулировок
­ заполнение
схемы звука.
Охарактеризовать звук [ж].
1. Ещё раз произнесём и попробуем
определить какой этот звук?
2. Гласный или согласный?
3. Произнесём звук твёрдо.
­ Квадратиком какого цвета обозначим
звук Ж?
4. Можно ли произнести его мягко?
5. Этот звук звонкий или глухой?
6. Почему?
7. Вспомним артикуляционную позу и
определим, какими упражнениями
нарисуем схему звука.
8. Познакомимся с буквой, которая
1. Дети произносят.
2. Согласный.
3. [ж].
­ Синего.
4. Нет.
5. Звонкий.
6. При артикуляции его мы
пользуемся голосом. Работают
голосовые связки.
7., Губы ­ «трубочка» широкая
Зубы ­ «заборчиком»
Язык­ «чашечкой» (прогнутая
стрелочка вверх).

обозначает этот звук на письме. (Показ,
демонстрационной картинки «Буква Ж».
Рассмотрите внимательно букву,
Посчитайте, сколько элементов у буквы
Ж?
9.Выкладывание из счетных палочек
букву Ж.
Теперь возьмите счетные палочки и
выложите на партах букву Ж.
8. Написание буквы указательным
пальцем в воздухе.
9.Работают с счетными палочками
Деятельность
обучающихся
­ формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.
Длительнос
Деятельность
Методы
Формы
ть этапа
и приемы работы
учителя­логопеда
организации
деятельност
и учащихся
групповая
2 мин
Показ образца
выполнения
упражнения.
Выполняет физминутку вместе с
логопатами
Чистоговорка:
­ Может ёжик побежать?
­ Может жаба подождать?
­ Может жук жужжать, жужжать?
Координация слов с движениями:
­ Ёжик может побежать!
­ Жаба может подождать!
­ Может, может жук жужжать!
­ усвоение нового способа действия;
­ выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ
действий;
­ проговаривание выполнения вслух.
Развитие фонематического слуха.
Длительност
Деятельность
Методы
Формы
учителя­логопеда
Деятельность
обучающихся
ь этапа
и приемы работы
3 мин
­ Наглядно­
демонстрационные:
организации
деятельности
учащихся
Парная
Определение места звука в слове.
­ Разложить предметные картинки на
Работают в парах сообща,
V. Этап
Физминутка
VI. Этап
Закрепления,
проговариван
ия во внешней
речи

предметные
картинки.
3(три) строчки: ж­; ­ж­; ­ж.
раскладывают картинки по
признаку звук [ж] в начале слова, в
середине, в конце.
­ создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля
­ способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности
Длительнос
Деятельность
Методы
Формы
ть этапа
и приемы работы
учителя­логопеда
организации
деятельности
учащихся
Деятельность
обучающихся
7 минут
Практические
письменные
индивидуальная
Работа в тетради.
­ Я буду называть слова, а вы напишите
букву Ж в схемах слов, определив
позицию звука (на слух)
Пишут букву самостоятельно.
­ формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
­ формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».
Длительнос
Деятельность
Методы
Формы
ть этапа
и приемы работы
учителя­логопеда
организации
деятельности
учащихся
Деятельность
обучающихся
VII. Этап
Самостоятель
ная работа
VIII. Этап
Рефлексия
2 мин
аналитико­
синтетические
Фронтально­
индивидуальная

­ Сверьте свои записи с моими на доске (
на оборотной стороне).
­ Поставьте себе значок отличия.
Оценивают свои записи значками:

Технологическая карта занятия

Данные о логопеде (ФИО, место работы, имеющаяся категория, запрашиваемая категория)____________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________

Предмет: фронтальное логопедическое занятие Класс 2 Программа, пособие:

Тема занятия: Дифференциация Й - Е. Тип занятия: закрепление пройденного материала

Оборудование:

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется занятие : учащиеся владеют

регулятивными УУД : 1) определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно; 2) сопоставлять свои действия с эталоном (образцом).

познавательными УУД: 1) дифференцировать Й - Е в слогах и словах; 2) владеть звуковым анализом и синтезом; 3) различать гласные от согласных и согласные по твердости и мягкости.

коммуникативными УУД: 1) оформлять свои мысли в устной форме могут только по алгоритму; 2) отстаивать свою точку зрения только по инициативе логопеда; 3) не всегда умеют слушать ответы других.

личностными УУД : радоваться своим успехам и успехам одноклассников; 2) уважительное отношение друг к другу в процессе занятия

Цель и задачи как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные УУД (знать, уметь)

Закреплять способы дифференциации Й – Е в словах и словосочетаниях.

Учить применять полученные знания в практической деятельности.

Согласовывать прилагательные с сущ. ед. и мн.ч.

Метапредметные

Познавательные УУД

Уметь выделять существенную информацию из источника.

Регулятивные УУД

Определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно.

Планировать свои действия с опорой на алгоритм.

Коммуникативные УУД

Уметь высказывать свои предположения, аргументируя ответ.

Осуществлять совместную деятельность.

Личностные УУД

Проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности.

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы,

приемы обучения

Формы учебного взаимодейст-вия

Деятельность логопеда

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап 5 мин.

Психологический настрой на занятие, активизация внимания.

Обеспечить актуализацию имеющихся знаний.

Организовать самостоятельное или с помощью логопеда формулирование постановки цели.

Игровой момент

Беседа

Фронтальная

1. Предлагает уч-ся воспроизвести ритм.

2. Организует деятельность уч-ся, направленную на актуализацию имеющихся знаний.

Отхлопывают ритм, записывают число в тетради.

Выделяют одинаковый звук в словах.

Определяют тему и цель занятия.

Личностные:

Умение позитивно настраиваться на работу.

Познавательные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Определять и осознавать цели учебной деятельности.

Ориентировочный этап

5 мин.

Организовать самостоятельное или с помощью логопеда высказывание по алгоритму?

Беседа

Индивидуальная.

Фронтальная

Работа с зеркалами.

Сравнивают артикуляцию звуков, дают характеристику звуков.

Познавательные:

Умение выделять общий звук в словах

Коммуникативные:

Излагать свои мысли

Поисково-исследовательский этап

1-2 мин.

Организовать поиск решения проблемы.

(Как будем различать?)

Беседа

Прием наложения тыльной стороной ладони под подбородок

Фронтальная

Индивидуальная.

Предлагает уч-ся определить способы различения звуков.

Самостоятельно называют способы различения звуков.

Познавательные:

Умение называть способы различения звуков.

Коммуникативные:

Высказывать свои предположения.

Практический этап

20 мин.

Обеспечить применение знаний на практике.

Упражнение

Демонстра-ция.

Игровой метод.

Индивидуальная.

Фронтальная

Групповая

Предлагает ряд заданий на отработку полученных знаний.

Предметные:

Познавательные:

Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний. Добывать новые знания.

Регулятивные:

Контролировать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные:

Рефлексивно-оценочный этап

8-9 мин.

Оценивают результат своей деятельности. Планируют свои действия для совершенствования результата.

Излагают суждения в устной форме.

Индивидуальная

Диалог логопеда и ребенка, выявление возникших трудностей.

Наводящие вопросы логопеда, позволяющие осознать ребенку следующий шаг для достижения результата на более высоком уровне.

Трудность дальнейшего планирования действий для совершенствования результата.

Личностные:

Способность к самооценке.

Коммуникативные:

Умение адекватно использовать речевые средства для оформления своих суждений. Умение слушать.

Регулятивные:

Планировать дальнейшие действия для совершенствования результата.