«Применение ИКТ на уроках технологии. Икт на уроке технологии Икт технологии на уроке примеры

Использование ИКТ учителями-предметниками на уроках.

Современное образование, время в котором мы живем, работаем, и наши дети получают образование, требует от всех нас огромного запаса знаний в области современных технологий. Они не просто сопутствуют нам, а все больше проникают в нашу жизнь, быт, общение. И, к сожалению, большая часть учителей чувствует себя «не очень хорошо подготовленными» к использованию компьютера в преподавании своего предмета. Сегодня школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это, несомненно, требует от учителя внедрения в практику своей работы новых педагогических технологий.

Информатизация образования – это сложный многоуровневый процесс, который нельзя свести к снабжению школ компьютерами, электронными учебниками и подключению к Интернету.

Задача информатизации: вовлечь в процесс информатизации всех: учащихся, родителей, учителей, администрацию, библиотекаря, психолога и других работников школы.

Модернизация образования ориентирует на постоянное развитие учащихся и при этом предполагает приоритет компетентностного подхода в обучении, когда на первое место выходит не только информированность ученика, а формирование у него умения способности разрешать возникающие проблемы.

Информатизация российского образования напрямую связана с трансформацией содержания, методов и организационных форм учебной работы, эффективной социализацией школьников в условиях информационного общества. Рост качества образовательных услуг и конкурентноспособность образовательных учреждений все в большей степени зависят от их инновационной активности в области применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Использование ИКТ в образовании считается одним из важнейших направлений развития информационного общества. Интеграция ИКТ в учебный процесс позволяет, с одной стороны, получить учащимися навыки, необходимые для жизни и работы в современном обществе, и, с другой стороны, создает предпосылки для коренного изменения технологии получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии образования – это совокупность организационных форм, педагогических технологий и технологий управления образовательным процессом, которые основаны на использовании современных компьютерных и телекоммуникационных систем и обеспечивают достижение принятого образовательного стандарта всеми обучаемыми.

Внедрение информационных технологий в процесс преподавания всех предметов влечет за собой необходимость повышения информационной культуры педагога, внедрения новых методов обучения с использованием компьютерных технологий в следующих направлениях:

    контроль знаний;

    лабораторный практикум;

    наглядность на уроке;

    самообразование (сетевое взаимодействие).

Использование ИКТ в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине (биологии, географии, иностранному языку, истории, литературе, математике, русскому языку, физике, химии, …) мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Это необходимо, так как:

    благодаря интерактивной природе, у учащихся увеличивается мотивация к изучению предмета;

    возможности преподавания расширяются, т.к. ИКТ является одной из составных коммуникативно-ориентированной методики. Вводя аудио-видео технологии в процесс обучения, учитель расширяет и углубляет возможности преподнесения, закрепления и практики различных аспектов преподаваемой дисциплины;

    ИКТ также позволяют использовать способности и стремления учащихся к самостоятельной работе с помощью Интернета, когда всегда можно освежить, углубить и расширить информацию по тому или иному вопросу.

Таким образом, информатизация школы возможна лишь при одновременном развитии, как технического обеспечения, так и создания единого информационного пространства всеми участниками учебного процесса.

Умелое использование информационных технологий приобретает в наши дни общегосударственное значение, и одна из значимых задач школы – вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, с помощью которых они смогли бы научиться применять современные информационные технологии в различных сферах своей учебной и повседневной жизни.

Ученики сегодня готовы к урокам самых разных дисциплин с использованием ИКТ. Для них не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами и процессорами (Paint, Word, Power Point, Excel), ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование. Со всем этим ученики знакомятся на уроках информатики. Здесь они получают как представление о возможностях тех или иных ИКТ, так и конкретные практические умения.

Мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией.

Такие программные продукты, как Paint, Word, Power Point, позволяют учителю самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к уроку по любому предмету с минимальными временными затратами. При этом от учителя не требуется глубокой компьютерной подготовки, т.к. основные возможности приложений легко освоить всего за несколько часов самостоятельной работы за компьютером.

Использование информационных технологий позволяет увеличить плотность урока в 1,5 – 2 раза; активизирует познавательный интерес; ускоряет процессы демонстрации, проверки, оценивания.

Несмотря на многообразие применяемых в школе форм организации обучения с использованием средств новых информационных технологий (научно-исследовательская, проектная деятельность, самостоятельная работа учащихся и др.), урок пока еще, бесспорно, остается основной формой обучения. При этом, естественно, требования к уроку поднимаются на качественно новый уровень. Конструирование урока с использованием новых информационных технологий требует соблюдения определенных дидактических принципов и научно-методических положений, сформулированных в традиционной дидактике, и которые наполняются новым содержанием при использовании информационных технологий.

Преимущество ИКТ в том, что они:

    способствуют совершенствованию практических умений и навыков;

    позволяют индивидуализировать процесс обучения;

    повышают интерес к урокам;

    активизируют познавательную деятельность учащегося;

    развивают творческий потенциал учащихся;

    делают урок современным.

На уроках возможны следующие варианты применения ИКТ:

    создание слайдов с текстовым изображением, предназначенных для уроков объяснения, закрепления и обобщения материала (данный вариант работы удобен тем, что его можно организовать как в компьютерном классе, так и в классе при наличии одного компьютера, который находится на столе у учителя);

    использование компьютерных тестов, предназначенных для контроля за уровнем знаний школьников на этапе закрепления и повторения пройденного;

    организация мультимедийных презентаций по темам и разделам изучаемого предмета;

    организация проектной деятельности учащихся;

    применения ИКТ во внеклассной работе (КВН, игры и др.);

    организация мультимедийной поддержки сообщений, докладов, индивидуальных и творческих заданий.

Таким образом, применение ИКТ позволяет повысить мотивацию учащихся, оптимизировать учебный процесс, развивает познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, творчески и критически мыслить, умения видеть и формулировать проблемы и предполагать пути их решения.

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

Использование ИКТ на гуманитарных предметах позволяет сделать урок наглядным, помогает конкретизировать и анализировать предмет речи, развивает творческие возможности учащихся, способствует повышению качества образования школьников.

Информационные технологии дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных учебных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением явлений и процессов, рассматриваемых на уроках, способствуют развитию познавательного интереса учащихся и мотивации к предмету в целом, что в конечном счете повышает качество образования.

Познавательная деятельность, т.е. активизация учебной деятельности на уроках (физики) осуществляется с использованием компьютера как вычислительного средства, инструмента для поиска, обработки, передачи информации, т.е. как важнейшего орудия для осуществления информационных процессов.

Использование ИКТ на уроках требует от учителя определенного мастерства и много времени (на осмысление и поиски путей решения).

В каждой школе есть комплект электронных учебных продуктов, использование которых в электронном виде на уроке имеет ряд:

    учащиеся видят динамику процессов, происходящих в изучаемом объекте;

    компьютерные технологии позволяют продемонстрировать процессы, которые учитель не может показать, а только описать;

    компьютерные технологии позволяют изменить моделируемые параметры;

    использование компьютерных технологий позволяет изменять течение времени и изучать процессы в замедленном или ускоренном режиме;

    все демонстрации на электронных учебниках сопровождаются звуковыми комментариями. Для учеников это разнообразие в смене учителей является положительным психологическим моментом, уход от однообразия.

Но нужно учитывать то, что на уроке, например биологии, информационные компьютерные технологии не могут заменить натуральные объекты, изучение живых организмов в естественной среде обитания. Однако с помощью компьютера можно смоделировать многие сложные биологические процессы и закономерности, помочь в проведении контроля знаний учащихся, организации самостоятельной работы, объяснении и закреплении нового материала.

Применение компьютера на уроках естественного цикла может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

Компьютерная поддержка процесса обучения должна органически вписываться в его традиционные формы (работа с учебником и живое слово учителя).

В отличие от обычных технических средств обучения информационные компьютерные технологии позволяют развивать интеллектуальные способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Содержательная основа массовой компьютеризации в образовании, безусловно, связанна с тем, что современный компьютер является эффективным средством оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении.

Применение метода проектов с использованием информационных технологий в рамках естественнонаучных дисциплин является высокоэффективным средством обучения, отвечающим всем требованиям современности:

    при достаточно высоком уровне мотивации, даже «слабые» ученики могут находить оригинальные решения нестандартных проблемных ситуаций;

    участие в коллективной творческой деятельности;

    организация педагогом деятельности, которая выходит в социальную сферу;

    деятельностный уровень освоения реальности;

    самообразование;

    целостная картина окружающего мира в динамике.

Но кроме проектного используется и исследовательский метод обучения, т.к. считается, что этим двум методам вместе следует отнести возрастающую роль, они являются близкими, но не однозначными понятиями. В исследовании обнаруживается то, что уже есть, а в проекте создается то, чего еще нет.

Таким образом, повышается активность учащихся, это положительно сказывается на уровне знаний, расширяет круг детей, которые активно участвуют в районных, городских и областных мероприятиях.

Установлено, что эффективность усвоения материала при использовании одних словесных методов изложения возможна в пределах 10-15%, при использовании только зрительной наглядности усвоение возрастает до 25%, а при одновременном предъявлении звуковой и зрительной информации эффективность усвоения материала достигает уже 65%.

В современном мире информационные технологии позволяют, с одной стороны, оперативно предоставлять необходимые учебно-методические материалы обучающимися, с другой – организовать различные формы и методы в процессе обучения.

Таким образом, при использовании нами элементов информационных технологий одновременно решается несколько задач:

    повышение познавательного интереса учащихся к предмету, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций – опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;

    развитие творческого потенциала учащихся;

    визуализация учебного материала:

    • расширение возможностей предъявления учебной информации;

      реализация традиционного дидактического принципа наглядности на качественно новом уровне;

      индивидуализация процесса обучения;

    эффективность организации групповой работы на уроке:

    активизация самостоятельной работы;

5. разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы:

    обеспечение необходимой обратной связи;

6. совершенствование практических умений и навыков учащихся:

    предоставление возможности ученику довести решение любой задачи до конца;

    формирование у учащихся рефлексии своей деятельности;

    снижение до минимума возможного психологического дискомфорта ученика, творческой и исследовательской деятельности учащихся, а следовательно, и повышения качества образования.

7. интегрирование со смежными дисциплинами.

Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель любой школьной дисциплины умеет:

1. обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки, и т.п.), чтобы работать с ними на уроке;

2. создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;

3. использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

4. организовать работу с электронным учебником на уроке;

5. применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

6. осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

7. организовать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;

8. работать на уроке с материалами web-сайтов;

9. создавать web-страницы по интересующему вопросу учебного материала;

10. разрабатывать тесты, используя готовые программы-оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.

Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе играют важную роль, для того чтобы повысить познавательную мотивацию учащихся информационно-коммуникационные технологии обязательно должны использоваться.

Использование ИКТ на уроках.

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление с точки зрения способности ИКТ помогать учителю в достижении этой цели.

Давайте сначала вспомним, что же подразумевают под собой ИКТ?

Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они

· позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

· способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

· позволяют индивидуализировать процесс обучения;

· повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков);

· активизируют познавательную деятельность учащихся;

· развивают творческий потенциал учащихся;

· осовременивают урок.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения :

· при объяснении нового материала;

· закреплении;

· повторении;

· контроле знаний, умений и навыков.

При этом для ребенка он выполняет различные функции : учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Основные направления использования компьютерных технологий на уроках

· Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)

· Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)

· Тренажёр

· Контроль за умениями, навыками учащихся

Чего мы достигаем на уроках?

· Стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций - опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;

· Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;

· Визуализация учебного материала;

· Интеграция со смежными дисциплинами.

· Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;

· Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;

· Стимулирование воображения школьников;

· Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

Рассмотрим конкретные примеры использования на уроках .

«Моделирование лифа»

«Получение ткани»

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Компьютер, конечно, не может на уроке заменить живое слово учителя, изучение нового материала, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

1. Тренажёр, контроль за умениями, навыками учащихся

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Учебные компьютерные программы позволяют решить ряд проблем:

· повысить интерес учащихся к предмету;

· повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

· сэкономить время на опрос учащихся;

· дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях;

· помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

2. Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики приносят бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу ? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.

Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Этот союз приятен и преподавателям информатики и информационных технологий.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

Сегодня информация играет решающую роль во многих проблемах, связанных не только с познавательной, но и технологической, творческой, политической, социальной деятельностью человека. Резкое возрастание роли и значения информации требует глубокой подготовленности всех членов современного общества к использованию средств информационной технологии в своей профессиональной деятельности, а значит, востребован выпускник школы, владеющий навыками работы с информацией. Нельзя забывать и о высоком потенциале информационных технологий в формировании и удовлетворении индивидуальных духовных потребностей учащихся, развитии их творческих способностей.

На мой взгляд, применение информационных технологий в учебном процессе способствует

§ повышению качества обучения;

§ выработке общеучебных навыков рациональной организации учебного труда;

§ радикальному изменению учебного процесса, переориентированию его в сторону развития системного мышления;

§ эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;

§ развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуализации и дифференциации учебного процесса;

§ развитию самостоятельности учащихся;

§ развитию сложившейся методологии образования за счет явных преимуществ новых информационных технологий, а именно: а) возможности наглядного и динамичного представления информации с использованием изображений и звука (текстовая, графическая, аудио- и видеоинформация, анимация); б) применения удаленного доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим привлечение научной и культурной информации;

§ непрерывности и преемственности компьютерного образования на всех уровнях обучения от дошкольного до послевузовского; непрерывность может быть обеспечена компьютерной поддержкой всех школьных дисциплин: от общеобразовательных до профильных.

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие: возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока; возможность сочетания разных программных средств; а также побуждающий аспект активизации деятельности учащихся. На наш взгляд, компьютер на урочных и внеурочных занятиях по общеобразовательным предметам выполняет различные функции: источника учебной информации; наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации; тренажера; средства диагностики и контроля; текстового редактора.

Вместе с тем уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно и нельзя допускать, чтобы компьютерная поддержка на уроке превратилась в игру.


    Видеоредактор;

    Аудиоредактор

    Вычислительная машина.


    - Облегчает понимание и восприятие материала учащимися;
    - Развивает интерес у учащихся


    - Развивает активность и самостоятельность учащихся;
    - Дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом;
    - Способствует развитию внимания, памяти учащихся, логического мышления;

Просмотр содержимого документа
«икт на уроках технологии»

Республика Крым, Симферопольский район, Укромновская общеобразовательная школа I -III ступеней

Учитель: Мамутов Марлен Энверович

ИКТ на уроках технологии

С недавнего времени медиатехнологии чрезвычайно влились в жизнедеятельность человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который лучше поиграет на компьютере, на телефоне или посмотрит телевизор, чем прочитает книгу или сделает домашнее задание. Огромный поток новой информации, внедрение и применение компьютерных технологий на телевидении, игровых приставки, компьютерные игры оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его в мирровозрения.

Поэтому ребенок гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

За короткий промежуток времени нужно научить ребенка осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности полученную информацию. Нужно заинтересовать ученика так, чтобы он с большим интересом и увлечением работал на уроке.

И вот здесь в помощь учителю приходят сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Использование компьютера на уроке делает процесс обучения мобильным, практичным строго дифференцированным и индивидуальным. В современном мире наверно уже трудно найти учителя,который бы ни разу не пользовался компьютером в образовательном процессе

Что же такое ИКТ?

Что же такое информационно-коммуникационные технологии? Обратившись к словарю можно увидеть множество определений, вот одно из них «ИКТ – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации».
Основные принципы использования ИКТ это развитие у учащихся мотивации к получению знаний, индивидуальный подход к учащимся, простота в создании и применении, направленность на интеграцию учебных дисциплин.
Наибольшее количество информации, примерно 90% человек получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств. Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти.
Это говорит о том, что наряду с традиционной подачей материала необходимо использовать ИКТ, потому что согласно исследованиям ученых: устная передача материала запоминается минимально, а визуальная подача материала с сопутствующим объяснением увеличивает восприятие и сохранность получаемой информации.

Как гласит пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!»

Компьютер может использоваться как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

Компьютер выполняет следующие функции:

1. Для учителя компьютер это:

Источник учебной информации;

Наглядное пособие;

Тренажер;

Средство диагностики и контроля.

2. Как вспомогательный инструмент:

Создание и редактирование текстов, их хранение;

    Графический редактор;

    Видеоредактор;

    Аудиоредактор

Средство подготовки всевозможных материалов;

Вычислительная машина.

Эффективность использования ИКТ на уроках:

Повышает эффективность учебного процесса;
- Облегчает понимание и восприятие материала учащимися;
- Развивает интерес у учащихся

Сокращает время на подачу учебного материала;
- Развивает активность и самостоятельность учащихся;
- Дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом;
- Способствует развитию внимания, памяти учащихся, логического мышления;

Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ

1. Нехватка компьютерного оснащения и количество компьютерных кабинетах в школах.

2. Нехватка времени у учителей.

3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.

4. Малое оснащение школ сетями Интернет.

5. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

6. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

Просмотр содержимого презентации
«ИКТ на уроках технологии»


Республика Крым. Симферопольский р-н

Укромновская общеобразовательная школа

Учитель технологии:

Мамутов М.Э.


ПРОЕКТОР

КОМПЬЮТЕРНЫЙ

КЛАСС


ИКТ – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации

Функции компьютера:

1.Для учителя

а) источник учебной информации;

б) наглядное пособие;

в) тренажер;

г) средство диагностики и контроля

2.Как вспомогательный инструмент

а) создание и редактирование текстов, их хранение

б) графичесий редактор

в) аудиоредактор

г) видеоредактор

д) средство подготовки всевозможных информационных материалов

е) многофункциональная вычислительная машина


  • Презентации
  • Тесты
  • Видеоматериалы


Повышает эффективность учебного процесса; Облегчает понимание и восприятие материала учащимися; Развивает интерес у учащихся

Сокращает время на подачу учебного материала; Развивает активность и самостоятельность учащихся; Дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом; Способствует развитию внимания, памяти учащихся, логического мышления;


1. Нехватка компьютерного оснащения и количество компьютерных кабинетах в школах.

2. Нехватка времени у учителей.

3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.

4. Малое оснащение школ сетями Интернет.

5. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

6. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников к информационным технологиям для повышения и поддержания уровня мотивации к предмету «Технология».

Целью моей работы является повышение эффективности образовательного процесса через использование информационно-коммуникационных технологий.

Применение современных информационных технологий на уроках обслуживающего труда даёт возможность учителю:

  • Автоматизировать процессы информационно-методического обеспечения обучения.
  • Организовать активное информационное взаимодействие между участниками учебного процесса.
  • Обеспечить широкую вариативность обучения.
  • Оптимизировать текущий и итоговый контроль через подбор разноуровневых заданий и автоматизацию обработки результатов.
  • Визуализировать учебный материал.
  • Возможность создать большое количество раздаточных материалов.
  • Возможность дистанционного, дифференцированного, личностно- ориентированного обучения.

Занятия с применением ИКТ имеют отличие от классической системы обучения. Это новая роль учителя – он уже не основной источник знаний, а его функция сводится к консультативно-координирующей. Задача учителя – подобрать средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с их умениями использовать ПК в учебных целях.

Урок введения в тему. Необходимо показать значимость учебного материала, рассказать о практической работе, изделиях, которые будут выполнять девочки. Всё это требуется для создания атмосферы заинтересованности, повышения мотивации. Для этого используется слайд-фильм. Он состоит из слайдов различного типа, содержащих информацию – текстовую, графическую, пояснительный текст. Структурно каждый раздел включает определенное количество слайдов: необходимо вспомнить общие правила работы в кабинете «Технология» (в форме викторины), изучить новые правила Т/Б (запись в тетрадь с экрана), создать игровую ситуацию при проверке знаний Т/Б (тест).

Урок изучения нового материала. Опыт показывает, что компьютерный слайд-фильм по сравнению с другими средствами обучения обладает следующими преимуществами:

  • содержит емкий материал в компактной форме, что позволяет учащимся быстро воспринять и усвоить полученную информацию;
  • представляет открытую образовательную систему, что дает возможность расширять, дополнять и обновлять содержащуюся в нем информацию, как текстовую, так и графическую;
  • удобен в использовании и хранении;
  • позволяет при наличии экрана демонстрировать материал всем учащимся одновременно, что не оказывает такого вредного воздействия, как работа перед монитором;
  • позволяет сделать занятие более динамичным, сэкономить время для другого вида работы;
  • дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом при помощи компьютера.

Например, презентация по кулинарии 5 класс по теме «Бутерброды. Сервировка чайного стола» содержит слайды с видами бутербродов, краткими познавательными сведениями, правила Т/Б и санитарии, схемы приготовления бутербродов, схемы складывания салфеток, иллюстрации, новые термины, задания для закрепления темы.
Урок-практикум . На уроке ставится цель освоения учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование трудовых умений и навыков. Можно использовать небольшие по объёму презентации для наглядного представления данного вида работ на каждом этапе урока. Например, слайд с инструкционной картой по изготовлению изделия, видеоролик с демонстрацией трудового процесса по вязанию крючком, презентация с текущим инструктажем и элементами контроля качества швов. Для раздела «Творческий проект» – использовать ПК как средство для сбора информации и оформления пояснительной записки.
Урок контроля знаний . Компьютерное тестирование позволяет регулировать число вариантов и степень сложности, тем самым учитывать уровень обученности каждого ученика и подходить к контролю знаний дифференцированно. Сохраняя результаты, учитель может провести анализ и выявить пробелы в знаниях. Например, разработан тестовый контроль по всем блокам-модулям программы для 5-7 классов на основе оболочки Марковой М. А. «Разработчик тестов». При изучении темы можно использовать мини-тест для закрепления материала в конце урока. Он может быть представлен и в игровой форме (шуточный) . А также для проверки знаний в форме викторины.
Урок – экскурсия. Сегодня с помощью Интернет-технологий можно виртуально посетить музей, выставку ДПТ. При проведении таких уроков можно использовать также готовые ЦОР. Например, при изучении в 5 классе темы: «Декоративно-прикладное творчество» продемонстрировать видеоролик с диска. В рамках межпредметных связей с МХК и ИЗО использовать видеоряд «Картины из Третьяковской галереи» при изучении темы «Виды одежды». А также по темам «Мода», «Одежда и быт разных народов» использовать энциклопедию «Кирилла и Мефодия» по истории.
Урок по решению технологических задач. Эти занятия посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий; составлению чертежей и эскизов; планированию технологических процессов и разработка инструкционных карт. Например, при изучении темы «Конструирование фартука» целесообразно использовать презентацию «Построение чертежа» с анимационными эффектами. Учащиеся наглядно представляют последовательность выполнения чертежа; повышается эстетическое качество рисунка; можно вернуться к началу построения чертежа для акцентирования внимания на трудных для усвоения моментах. При изучении темы «Моделирование юбки» учащиеся приобретают навыки технического моделирования с помощью презентации, что позволяет более наглядно продемонстрировать процесс моделирования; показать изделия, сшитые по этим моделям и сэкономить время урока для практической работы учащихся.
Урок с элементами историзма. Используя межпредметные связи с историей, можно познакомить учащихся с бытом наших предков. Презентация «Сарафан» наглядно показывает виды одежды русских женщин, влияние географических особенностей на вид отделки одежды, украшений. А также знакомит с рязанским костюмом 17-19 в.
Используя проект-презентацию учащейся школы, учащиеся знакомятся с таким видом ДПТ крестьян села Борки как кружевоплетение, что усиливает воспитательные задачи обучения - патриотизм и любовь к своей малой Родине.
Урок –игра. На занятиях по технологии используются игры двух видов. Это может быть игровая форма подачи учебного материала (викторина, кроссворд) или соревнование двух групп учащихся в практической или учебной работе. Например, презентация в форме викторины «Веселая кулинария» позволяет повторить сведения по этой теме. При проведении урока-конкурса «Горшочек каши» учебный процесс приобретает эмоциональный характер, что положительно влияет на повышение мотивации к учебной деятельности. Новый импульс приобретают учебные компетенции. Возникает радость учебного труда, формируется поле учебного азарта, демонстрируются личностные достижения.
Второй формой является собственно игра, моделирующая реальный технологический процесс, организационную или социально-экономическую ситуацию. Например, дидактический материал, разработанный с помощью Word (бланки платежей за коммунальные услуги, карточки–задания), помогает учителю провести такой урок.
Урок – проект. Учащихся необходимо научить оформлять проект. Презентация «Творческий проект» познакомит с видами проектов, последовательностью их выполнения, правилами оформления и т.д. Сделав такую презентацию один раз, можно её использовать с 5 по 8 класс. Этот прием экономит время и силы учителя по подготовке к уроку.
Учащиеся работают над исследовательскими проектами. С этими работами они выступают на школьной научно-практической конференции, развивая тем самым личностные и информационно-коммуникационные компетенции.
Практико-ориентированный (прикладной) проект направлен на социальные интересы самих участников проекта. Результат деятельности может быть использован в жизни класса, школы и т.д. (проект «За чашкой чая»).

В своей работе учитель может использовать разные формы ИКТ:

        • Дидактический материал.

При подготовке различного материала к урокам технологии используются возможности сети Интернет, а также технические возможности такого дополнительного компьютерного оборудования, как принтер, сканер и цифровой фотоаппарат. С их помощью можно сохранять и редактировать нужное графическое изображение. Например, фотовыставка работ учащихся, видеофильм «Вязание крючком».

  • Банк ссылок на ресурсы сети Интернет.

Это тематический банк полезных ссылок, содержащих важную информацию для проведения уроков и внеурочной деятельности по технологии.

  • Методический материал.

В своей работе учитель может использовать советы, рекомендации и разработки преподавателей технологии из разных городов нашей страны, что является хорошим способом самообразования.

  • Использование готовых ЦОР.

Можно изучать целые темы или выбирать нужные фрагменты из программы, лишь комментируя их по ходу занятия. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, содействует становлению объемных и ярких представлений о технологиях обработки различных материалов. Например, электронное издание «Выкройки одежды» Леко, «Современная энциклопедия моды», «Виртуальный стилист», «Текстильное творчество», «Уроки лоскутного шитья» и др.
Итак, использование ИКТ на уроках технологии дало возможность:

  • визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса и т.п.
  • осуществлять подготовку выпускника школы к жизни в условия информационного общества;
  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения, повторения с индивидуальной скоростью усвоения материала
  • осуществлять управление учебной деятельностью и контроль результата усвоения учебного материала
  • развивать межпредметную связь с информатикой

ФГКОУ «СОШ №16»

ДОКЛАД

на тему:

«ИКТ на уроках технологии».

Выполнил: учитель технологии

ФГКОУ «СОШ№16»

с. Ботлих, Ботлихского района

Алисултанов А.Х.

ИКТ на уроках технологии

Стремительное развитие общества, совершенствование технологий, вызывает необходимость адекватного использования новых возможностей. С увеличением количества компьютеров в школах возрастает их роль как эффективного средства повышения результативности обучения, в том числе и по технологии. Применение компьютера позволяет повысить интеллектуальный уровень и облегчает решение практических задач. Он может быть использован как информационная система, помогающая решать технологические, конструкторские, экономические, экологические вопросы, представляя материал в более наглядном, доступном для восприятия виде. Служит источником информации для разработки творческих проектов, а также оперативного контроля за усвоением учащимися знаний и умений, обеспечивая дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала. Вышеназванные преимущества позволяют эффективно решить проблему мотивации учащихся, т.к. уроки с использованием красочных иллюстраций и различных мультимедийных объектов (звук, видео) и т.д. привлекут внимание даже самого равнодушного ученика.

Сфера применения современных технологий очень разнооб­разна.

Для себя я определил несколько видов применения ИКТ технологий на своих уроках.

1. Использование мультимедийных средств на уроке технологии.

Здесь компьютер используется в качестве средства визуализации материалов урока. Для работы на уроке учителю и ученикам достаточно уметь работать в пакете программ Microsoft Office. На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска. Чаще всего для выступления используют Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация. В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.

2. Использование тестовых оболочек.

Информационно-коммуникативные технологии играют серьезную роль в изменении системы контроля знаний учащихся. Новые системы контроля знаний на базе ИКТ (тестовые программы «MyTest X» «Rich Test» «Конструктор тестов» тесты в программе PowerPoint и другие) характеризуются оперативностью, регулярностью, создают широкие возможности для дифференциации (создание индивидуальных заданий, отличающихся уровнем сложности, темпом выполнения), обобщения результатов и накопления материалов, позволяющих оценивать личностную динамику ученика. Кроме того, они позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга. Еще один важный момент связан с возможностями смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль ученика. Система контроля знаний на базе ИКТ психологически более комфортна и для учителя, и для ученика. Для ученика она в значительной мере является бесстрессовой, поскольку создается возможность работы в индивидуальном режиме, наедине с компьютером, что исключает в значительной мере фактор тревожности, связанный с непосредственным взаимодействием с учителем. А учителя она избавляет от рутинной работы, тем самым, экономя его силы и высвобождая время для творческой деятельности.

3. Использование современных компьютерных программ в обучении

Особенностью этого вида ИКТ является проведение уроков технологии с работой всех учащихся на компьютерах под руководством учителя.

    Например, уроки домашней экономики в 8-х классах эффективнее проводить с использованием табличного редактора Microsoft Excel, при помощи которого составляется бюджет семьи. Пакет Microsoft Office, обладающий широким спектром инструментов для передачи, сохранения и обработки информации, дает возможность развития коммуникативных умений учащихся. Если в 5, 6 классе используются текстовый редактор Word, графический редактор Paint и Калькулятор, то в 7-9-х классах используются и другие программы: Excel, PowerPoint, Publisher. При данных видах работы формируются такие умения и навыки, как излагать мысли в письменном виде представлять информацию в виде графика, схемы, написать конспект, доклад, располагать рационально текст на бумаге, отформатировать правильно текст электронного документа.

    Для создания чертежей учащиеся активно используют программу КОМПАС-3D LT, которая позволяет создавать чертежи и трехмерные модели деталей.

4. Самостоятельная работа обучающихся по поиску информации.

Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности. Изучение теоретической части многих тем образовательной области «Технология» предусматривает поиск дополнительных сведений. Начиная с 5 класса, учащиеся получают задания по поиску дополнительной, занимательной информации. Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с использованием средств ИКТ: искать информацию в компьютерной базе данных, в электронном документе, в локальной сети школы, в Интернете с использованием поисковых систем. Необходимо научить ребенка отбирать нужную информацию, анализировать, систематизировать и применить на практике полученный материал. Обучаясь в школе, ребенок должен научиться затрачивать минимум времени и средств на поиск информации в сети, что в будущем благоприятно отразится на его профессиональной деятельности и пригодится в быту.

5. Использование ИКТ в проектной деятельности.

При организации проектной деятельности учащихся, основную информацию получают из компьютера. Оформляют работы в текстовом редакторе, осуществляют защиту результатов в буклетах и презентациях. Появляется возможность сформировать компьютерный банк проектов: сведения об объектах труда и образцы уже выполненных проектов (на сервере школьной локальной сети). Что позволит оптимизировать проектную деятельность учащихся.

Проблемы внедрения ИКТ в работу учителя технологии.

Основные проблемы, с которыми сталкивается учитель технологии следующие:

    Компьютеры не могут находиться в одном помещении со столярным и слесарным оборудованием. Поэтому приходится, если работать с компьютерами, то целый урок, значит, на практическую часть занятия остается достаточно мало времени.

    Работа с ИКТ происходит во внеурочное время.

    Неудобство использования переносной мультимедийной техники.

Планирование будущей работы.

Не хочется останавливаться на достигнутом. Существуют масса компьютерных программ, которые позволяют спроектировать объект труда, увидеть его в трехмерном пространстве, автоматически выполнить чертеж изделия и т.д.

Заключение.

Информационно-коммуникационные технологии создают широкие возможности для развития современного образования, прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика. Использование ИКТ тем более актуально в наше время, так как в школах, как правило, отсутствуют, или морально устарели необходимые наборы: схем, таблиц, иллюстраций, фотографий, репродукций.

ИКТ–компетентность - это общешкольное умение и ее формирование должно проходить на всех уроках, в том числе, на уроках технологии. Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания технологии, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. При этом учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.