Размышления о молитве господней. О молитве Господней «Отче наш

Молитву «Отче наш» также называют молитвой Господней, потому как Сам Христос дал ее Своим ученикам в ответ на: «научи нас молиться» (Лук. 11:1).

Эту молитву христиане произносят каждый день в утреннем и вечернем правилах, читают ее перед едой, произносят ее в храмах, более того во время богослужения все прихожане поют ее вслух. Но, к большому сожалению, часто повторяя слова молитвы, мы не всегда осмысляем, а что же именно стоит за ее словами? Мы составили 10 основных вопросов о молитве «Отче наш» и попытались ответить на них.

1. МЫ НАЗЫВАЕМ БОГА - ОТЦОМ, ПОТОМУ ЧТО ОН ВСЕХ НАС СОЗДАЛ?

Нет, по этой причине мы можем называть Его - Создатель, или - Творец. Обращение же Отец предполагает вполне определенные личные отношения между детьми и Отцом, которые должны быть выражены прежде всего в уподоблении Отцу. Бог есть Любовь, поэтому и вся наша жизнь тоже должна стать выражением любви к Богу и к окружающим нас людям. Если этого не произойдет, то мы рискуем уподобиться тем, про кого Иисус Христос сказал: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин 8:44). Ветхозаветные иудеи потеряли право называть Бога Отцом. Об этом с горечью говорит пророк Иеремия: И говорил Я: …ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня. Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь. …Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность (Иер 3:20-22). Однако возвращение мятежных детей состоялось лишь с приходом Христа. Через Него Бог вновь усыновил всех, кто готов жить по заповедям Евангелия.

Святитель Кирилл Александрийский: «Позволить людям называть Бога Отцом может только сам Бог. Он даровал это право людям, сделав их сынами Божьми. И несмотря на то, что они удалились от Него и были в крайней злобе против Него, Он даровал забвение оскорблений и причастие благодати».

2. ПОЧЕМУ «ОТЧЕ НАШ», А НЕ «МОЙ»? ВЕДЬ, КАЗАЛОСЬ БЫ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА БОЛЕЕ ЛИЧНЫМ ДЕЛОМ, ЧЕМ ОБРАЩЕНИЕ К БОГУ?

Самое главное и самое личное дело для христианина - любовь к другим людям. Поэтому мы призваны просить у Бога милости не для себя только, но и для всех людей, живущих на Земле.

Святитель Иоанн Златоуст: «…Он не говорит: гОтче мой, Иже еси на Небесех“, но - Отче наш, и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего. А таким образом и вражду уничтожает, и гордость низлагает, и зависть истребляет, и вводит любовь - мать всего доброго; уничтожает неравенство дел человеческих и показывает полное равночестие между царем и бедным, так как в делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие».

3. ПОЧЕМУ «НА НЕБЕСАХ», ЕСЛИ ЦЕРКОВЬ УЧИТ, ЧТО БОГ - ВЕЗДЕСУЩ?

Бог действительно вездесущ. Зато человек всегда находится в определенном месте, причем не только телом. Мысли наши тоже всегда имеют определенное направление. Упоминание о Небесах в молитве помогает отвлечь наш ум от земного и направить его к Небесному.

Святитель Иоанн Златоуст: «Когда же говорит гна Небесех“, то этим словом не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли».
«Да святится имя Твое»

4. ЗАЧЕМ СПЕЦИАЛЬНО ПРОСИТЬ ОБ ЭТОМ, ЕСЛИ БОГ И ТАК ВСЕГДА СВЯТ?

Да, Бог всегда свят, а вот мы сами далеко не всегда святы, хотя и называем Его Отцом. Но могут ли дети не походить на Отца? «Да святится имя Твое» - просьба о том, чтобы Бог помог нам жить праведно, то есть так, чтобы имя Его святилось и через нашу жизнь.

Святитель Иоанн Златоуст: «Да святится значит да прославится. Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда не изменяемую. Но Спаситель повелевает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашею жизнью. Об этом Он и прежде сказал: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16). … Сподоби нас, - как бы так учит нас молиться Спаситель, - так чисто жить, чтобы чрез нас все Тебя славили».
«Да приидет царствие Твое»

5. О КАКОМ ЦАРСТВЕ ИДЕТ РЕЧЬ? МЫ ПРОСИМ У БОГА, ЧТОБЫ ОН СТАЛ ВСЕМИРНЫМ ЦАРЕМ?

Царство Божие - слова, которые одновременно означают здесь два понятия:

1. Состояние обновленного мира после конца света и Страшного суда, в котором будут жить преображенные благодатью люди, наследовавшие это Царство.

2. Состояние человека, который, исполняя заповеди Евангелия, победил действие страстей, и через это дал в себе действовать благодати Духа Святого, которую каждый христианин получает в таинстве Крещения.

Святитель Феофан Затворник: «Царствие это есть - будущее царствие небесное, которое откроется после конца миpa и страшного суда Божиего. Но чтоб искренно желать пришествия этого царствия, надо быть уверенным, что мы будем удостоены его вместе с теми, кому будет сказано: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения миpa (Mф 25:34). Достойным же этого бывает тот, в ком при этой еще жизни пресечено царство греха, страстей и диавола. Пресечение этого царства совершается действием благодати по вере в Господа Спасителя. Уверовавший предает себя Господу, обещая Ему жить свято и непорочно. За это в Таинстве Крещения подается благодать Святого Духа, возрождающая его к новой жизни; с той минуты уже не грех царствует в нем, а благодать, научая всякому добру и укрепляя на совершение его. Это есть царствие благодати, о коем сказал Господь: царствие Божие внутрь вас есть. Будущее царство есть царство славы, а это - духовное, есть царство благодати. Молитва «Отче наш» совместно объемлет то и другое царство. Иначе желающий скорейшего пришествия будущего царствия, но не сделавшийся сыном царства благодати, будет желать, чтоб скорее пришел конец мира, и Страшный суд, на котором неизбежно он окажется на стороне тех, кои услышат: отыдите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его».
«Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»

6. РАЗВЕ БОГ И БЕЗ ТАКОГО НАШЕГО ПРОШЕНИЯ НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СВОЮ ВОЛЮ НА ЗЕМЛЕ?

Воля Божия осуществляется на земле не только Его непосредственным действием, но также и через нас, христиан. Если мы живем по заповедям Евангелия, значит - исполняем волю Божию. Если же нет - то эта воля останется неосуществленной в том месте, где мы ее не исполнили. И тогда - через нас - в мир входит зло. Поэтому, словами да будет воля твоя мы просим Бога уберечь нас от такой беды, и направить нашу жизнь к исполнению Его благой воли.

Блаженный Августин: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Служат Тебе Ангелы на небеси, да служим Тебе и мы на земле. Не оскорбляют Тебя Ангелы на небеси, да не оскорбляем Тебя и мы на земле. Как они творят волю Твою; так да творим и мы. - И здесь о чем молимся, как не о том, чтоб быть нам добрыми? Ибо воля Божия тогда бывает в нас, когда мы творим ее; а это и значит быть добрыми».
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

7. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА «ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ» И «ДНЕСЬ»?

«Насущный» значит необходимый для нашего существования; «днесь» значит сегодня. Таким образом, это прошение о том, что нам более всего необходимо в данный момент, на сегодняшний день. Слово «хлеб» святые отцы понимали здесь в двух значениях: хлеб как пища; и хлеб как Евхаристия.

Святитель Симеон Солунский: «Хотя мы просим и о небесном, но мы смертны и, как люди, просим для поддержания нашего существа еще и хлеба, зная, что и он - от Тебя. Прося только хлеба, мы не просим излишнего, но лишь необходимого для нас на настоящий день, так как мы научены не заботиться и о завтрашнем дне, потому что Ты печешься о нас и в настоящий день, будешь пещись и завтра, и всегда.

Но и другой хлеб наш насущный даждь нам днесь - хлеб живой, небесный, всесвятое тело живого Слова. Это - хлеб насущный: потому что он укрепляет и освящает душу и тело, и не ядый его не имать живота в себе, а ядый его жив будет во век (Ин 6:51-54)».
«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»

8. БОГ ОТПУСКАЕТ ГРЕХИ ТОЛЬКО ТЕМ, КТО САМ ПРОСТИЛ СВОИХ ОБИДЧИКОВ? А ПОЧЕМУ БЫ ЕМУ НЕ ПРОСТИТЬ ВСЕХ ВООБЩЕ?

Богу не присущи обида и месть. В любое мгновение Он готов принять и простить каждого, кто обратится к Нему. Но отпущение грехов возможно лишь там, где человек отказался от греха, увидал всю его разрушительную мерзость и возненавидел его за те беды, которые грех принес в его жизнь и в жизнь других людей. А прощение обидчиков - прямая заповедь Христа! И если мы, зная эту заповедь, все же не исполняем ее, значит мы - грешим, и грех этот для нас настолько приятен и важен, что мы не желаем отказываться от него даже ради Христовой заповеди. С таким грузом на душе войти в Царство Божие невозможно. Только виной этому не Бог, а мы сами.

Святитель Иоанн Златоуст: «Это отпущение первоначально зависит от нас, и в нашей власти состоит суд, о нас произносимый. Чтобы никто из неразумных, будучи осуждаем за великое или малое преступление, не имел оснований жаловаться на суд, Спаситель тебя, самого виновного, делает судиею над самим собою и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь суд о себе, Такой же суд и Я произнесу о тебе; если простишь своему собрату, то и от Меня получишь то же благодеяние».
«И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого»

9. РАЗВЕ БОГ КОГО-НИБУДЬ ИСКУШАЕТ ИЛИ ВВОДИТ В ИСКУШЕНИЕ?

Бог, конечно же, никого не искушает. Но вот преодолеть искушения без Его помощи мы не в состоянии. Если же мы, получая эту благодатную помощь, вдруг решим, что можем жить добродетельно и без Него, тогда Бог отнимает от нас Свою благодать. Но делает Он это не ради мести, а чтобы мы на горьком опыте могли убедиться в собственном бессилии перед грехом, и вновь обратились к Нему за помощью.

Святитель Тихон Задонский: «Этим словом: „не введи нас во искушение“, - молим Бога, чтобы Он сохранил нас Своею благодатью от искушения мира, плоти и дьявола. А хотя и впадем в искушения, о том просим, чтобы не попустил нам быть ими побежденными, но помогал бы их одолеть и победить. Из этого видно, что без Божией помощи мы бессильны и немощны. Если бы мы сами могли противиться искушению, не было бы повелено нам просить в этом помощи. Этим научаемся, как только почувствуем находящее на нас искушение, тотчас Богу молиться и просить у Него помощи. Учимся из этого на себя и свою силу не надеяться, но на Бога».

10. КТО ЭТО ТАКОЙ - ЛУКАВЫЙ? ИЛИ - ЛУКАВОЕ? КАК ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ ЭТО СЛОВО В КОНТЕКСТЕ МОЛИТВЫ?

Слово лукавый - противоположно по смыслу слову прямой. Лук (как оружие), излучина реки, знаменитое Пушкинское лукоморье - всё это слова, родственные слову лукавый в том смысле, что обозначают некую кривизну, нечто непрямое, искривленное. В молитве Господней лукавым назван дьявол, который изначально был сотворен светлым ангелом, но своим отпадением от Бога исказил собственную природу, искривил ее естественные движения. Любое его действие тоже стало искаженным, то есть лукавым, непрямым, неправильным.

Святитель Иоанн Златоуст: «Лукавым здесь называет Христос дьявола, повелевая нам вести против него непримиримую брань, и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно дьявол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Потому Спаситель и не сказал: гизбави нас“ от лукавых, но: от глукавого“, и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против дьявола, как виновника всех зол».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры, в Евангельском отрывке, который мы с вами сегодня слышали за Божественной Литургией, Иисус Христос дает нам образец молитвы, и, пользуясь случаем, хотелось бы сегодня сказать несколько слов об этом.

Молитва Господня, более привычно для нас называемая «Отче наш», упоминается двумя евангелистами - ап. Матфеем и ап. Лукой. Во второй год своей проповеди Христос во время Нагорной беседы, продолжая разговор о молитве, отвечает ученику, который спрашивает Его: «Господи, научи нас молиться, как Иоанн учил своих учеников». На эту просьбу Иисус дает конкретный пример молитвенного обращения к Богу - молитву «Отче наш». Давайте еще раз повторим ее вместе со словами Христа: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (Лк. 11:2-4).

Как нас любит Господь, что Сам дает нам конкретный текст обращения к Нему. Эта молитва особо значима для каждого из нас, так как дана нам самим Христом. Обращаясь в этой молитве к Богу, мы обращаемся к Нему как к Отцу, указание на небо дает устремление нашей душе, как говорили раньше «горе» - туда вверх, ввысь, прочь от житейских соблазнов и грехов.

Да будет воля Твоя, один из основных принципов христианства - это свобода выбора, либо следовать воле Божией, либо противиться ей. И вот мы просим, чтобы Господь управил нас и дал нам понимание, что Его Божественный промысел для нас лучше, чем собственные потуги и упорство.

Как при отсутствии питания человек со временем погибает от голода, так и при отсутствии духовной пищи погибает наша душа

После этого мы молимся: Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день, прося благополучия в настоящий день, так как не знаем, будем ли живы завтра, не строя долгосрочные планы на безбедную старость и т.д. Однако не только еды и крыши над головой просим мы в этих словах. Христос называет Себя Хлебом Жизни и говорит, что тот, кто ест этот Хлеб, будет жить вечно. Как важно для христианина приступать к Божественной Евхаристии, причащаться Телу и Крови Христовым. Как при отсутствии питания человек со временем погибает от голода, так и при отсутствии духовной пищи погибает наша душа. Дальше просим мы у Бога отпущения грехов, сравнивая их с долгами, которые можно отпустить. Уповая, что Господь, словно тот добрый заимодавец, отпустит нам наш долг и не будет нас наказывать. Однако не всегда наша жизнь беззаботна и спокойна, часто мы впадаем в разные искушения, испытания, причиняемые нам нечистыми силами. И вот в заключении молитвы мы и молимся, чтобы Господь не вводил нас в искушение, но избавил нас от лукавого. Так как под властью диавола все живое погибает духовно и со временем физически.

Молитву Господню знают, наверное, все люди, хоть как-то связанные с христианской культурой. И порой мы совершенно автоматически и машинально говорим эти слова. Один известный в определенных кругах литургист и священник Сергий Желудков говорил, что нам следует и в домашней молитве, и в молитве церковной, четко и вдумчиво произносить самую главную молитву - «Отче наш». И тогда, познавая снова и снова ее глубину, мы будем обращаться к Богу искренно и всем сердцем. Будем, дорогие друзья, этому учиться.

После слов молитвы Господь приводит притчу о том, как один друг пришел к другому, чтобы одолжить немного еды для угощения пришедшего к нему гостя. Но друг, к которому он обращался, уже уютно отдыхал в кругу семьи, и ему совершенно не хотелось выходить и что-то делать. Однако поддавшись настойчивому стуку в дверь и просьбам, он все-таки выходит и дает просящему столько то, что он просит.

Христос приводит этот пример не просто так. Рассказывая эту историю, он дает нам пример того, как надо просить. Обычно в коробку с каким-нибудь предметом, особенно техникой или лекарством, кладут инструкцию по применению. Так вот в нашем случае именно эта история и есть инструкция по применению молитвы, данной ранее.

В наше суетное время нам так не хватает усидчивости и усердия. Зачастую все мы делаем быстро и не всегда качественно. Эта проблема есть и в молитвенном делании. Просим мы мимолетно, не всегда искренно и не часто, а лишь в проблемное для нас время. Обращаясь к римлянам, ап. Павел говорит: В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите (Рим. 12:11). Надо учиться просить. Молитва нужна человеку в решающие и трудные моменты жизни, требующие концентрации всех душевных и физических сил. Молитва нужна человеку и в период особо сложных жизненных ситуаций, для правильного решения особо ответственных трудных вопросов. В таких ситуациях под влиянием молитвы укрепляется воля, проясняется рассудок, очищаются помыслы, появляется терпение и настойчивость для того, чтобы достойно выдержать серьезные жизненные испытания.

Молитва благодарственная также несомненно важна для христианина. Но как же быть услышанным Богом? Свт. Иоанн Златоуст дает нам такой совет: «Нужны слезы, рыдания, воздыхание, удаление от людей порочных, страх и опасение суда Божьего. Скажу вообще: будем услышаны, если окажемся достойными получить просимое; если молимся согласно с законами Божиими о молитве; если молимся непрестанно, если не просим ничего, Бога — недостойного; если просим полезного; если исполняем должное и с своей стороны». Будем просить полезное для нас, просить усердно и также усердно благодарить. И тогда, Господь, видя нашу настойчивость и усердие, видя и нашу искреннюю благодарность, подаст нам просимое.

Давайте же, друзья дорогие, повторять слова молитвы Господней, освящаться и утешаться ими. Хочется в заключение привести слова свт. Иоанна Златоуста: «Молитва ценнее всего; она делает возможным - невозможное, легким - трудное. Невозможно, чтобы человек, который молится, был способен грешить». Пусть наши сердца горят в любви к Богу, и пусть подогревает их усердная молитва. Аминь.

Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

отец Олег Моленко

Опыт богомыслия (2010 г.)

О мой дивный Господь и Бог!

Нет у меня ни сил, ни разума, ни слов, чтобы воздать Тебе хвалу, славословие и благодарение за все Твои дивные, чудесные и неизреченные милости, щедроты и благодеяния, которыми Ты, о Всемилостивейший, во все дни жизни моей незаслуженно буквально осыпаешь меня, грешного и недостойного такого Твоего снисхождения и внимания!

Я дивлюсь Тебе и всему тому, что Ты изволяешь подарить мне, окаянному и безответному! Впрочем, эти великие Твои пренебесные, святые и божественные подарки делаются не мне одному, но и прочим Твоим верным людям, которые взыскали Тебя и Твои милости и желают быть с Тобой всегда! И не только им, но и всей Церкви Твоей принадлежит это Твое неоценимое духовное сокровище, ибо Ты, как Ее Единственный Глава, Жених, Кормилец, Защитник и Попечитель, благоволишь все делать для Церкви, Церковью и ради Церкви Твоей!

Вот и в настоящее время Ты опять незримо посещаешь меня, малого и ничтожного Твоего служителя, и открываешь мне, немудрому, дивные и премудрые вразумления и откровения Твои.

Все что я, малознающий, знаю – Твое и от Тебя! Я знаю, что Ты всегда во все времена бытия посещал избранных Твоих и открывал им то, что Тебе было угодно открыть каждому из них. Ты не только открывал им Твои дивные тайны, нужнейшие нам заповеди, повеления, советы, пророчества и обетования, но и научал, как поступить с ними. Что-то Ты даровал только Своему избранному и святому, а что-то повелевал передать прочим людям. Так было и есть, о Неописуемый и Всесовершенный Господь мой и Бог мой!

Мне бы с благодарностью принять то, что Ты уже даровал Церкви Твоей через святых Твоих избранников, прилепиться к этому безграничному духовному сокровищу и благоговейно пить, насыщаться и наслаждаться из этого небесного источника мудрости и благодати!

О, Неизглаголанный и Неизмеримый Господь и Бог, Создатель и Возсоздатель мой! Ты все про меня знаешь, все видишь и все понимаешь! Ничто не утаится от Тебя, и никто не скроется! Но я дивлюсь и недоумеваю, что Ты меня, последнейшего из последних, призвал на дивный пир Твоей веры, мудрости и благодати! Дивлюсь, что и меня, так сильно поврежденного, искореженного и изуродованного грехом, самоволием, безпечностью и бесами, Ты, о Всеславнейший и ни в чем не имеющий нужду, призвал в дивный Твой Свет и Царство Благодати, и сделал Своим избранником и служителем! Мне нечем воздать Тебе! Мне нечем ответить Тебе и нечего сказать! Изумляюсь, молчу, благоговею и тихо плачу пред Тобой, Господь и Бог и Спаситель мой!

Прости меня, мой Благодетель, милостиво приемлющий любого кающегося человека, за все мое недостоинство Тебя, за все мои нелепости, грехи и уклонения от правды Твоей и Света Твоего! Прости меня за мое несоответствие Твоим дарам и безобразность мою.

Но, Ты, о дивный в милости Своей и славный во всех делах Твоих, Сам пощадил меня, Сам даровал мне покаяние и очистил им, Сам убелил меня, Сам украсил меня, Сам упремудрил Меня и научил всему тому, что я знаю, умею и могу!

Вот и теперь, Ты опять и как всегда неожиданно благоволил посетить меня и открыл мне то, что счел нужным и повелел донести это Твоим словесным овечкам и всей Церкви Твоей! Благоговею пред Тобой, но не уклоняюсь от святого послушания Тебе! Однако сознавая свою недостаточность, припадаю к благости Твоей и молю Тебя, о Всещедрый, даруй мне разум и слово изложить все открытое Тобой мне, ничтожному, так, как это угодно Тебе и полезно людям Твоим! С этим я дерзаю приступить к написанию и да польются словеса мои как благодатные потоки Твои, утешающие, укрепляющие, вразумляющие и научающие званных Тобой ко спасению!

О, чада мои, возлюбленные о Господе! Я, ваш отец, наставник и пастырь, опять обращаюсь к вам как к разумным Божьим творениям, способным внять и понять смысл износимого мной слова. И в этот раз это не просто мои слова, суждения и мнения, но говоримые мною и через меня слова и мысли Духа Святого! Отнеситесь же к ним с великим вниманием и благоговением и напитайте ваши жаждущие души из чистого и благодатного источника Божьей мудрости. Ощутите и переживите благодатное воздействие слова и получите пользу душам вашим во спасение ваше!

О молитве Господней «Отче наш»

Наш чудный Господь и Бог Иисус Христос даровал нам изумительную по силе, красоте и глубине молитву, которую мы знаем под названием «ОТЧЕ НАШ». По ее происхождению эта дивная молитва именуется Господней, ибо она есть единственная из всех молитв, которая дарована нам непосредственно Самим воплощенным Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.

Мы находим слова этой благодатнейшей молитвы в Божественном Евангелии. Вот как она приводится в русском переводе Евангелия от Матфея:

Мф.6:
« 9 Молитесь же так:
Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10
11
12
13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».

В другом Евангелии от Луки эта молитва приводится так:

Лк.11:
« 1 Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.
2 Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
3
4 и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».

Оба варианта этой одной молитвы приведены с некоторыми разночтениями. Но это не ошибки переписчиков или переводчиков. Господь говорил эту молитву людям не один раз. Евангелистами записано два разных случая, когда Господь произносил эту молитву людям. У Матфея повествуется, что Господь Сам стал говорить о том, как надо молиться, и для примера Он привел текст этой короткой, но много в себе содержащей молитвы.

Вот что наш Господь и Учитель говорил перед тем, как произнести содержание этой молитвы:

Мф.6:
« 6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него».

В этом поучении о молитве наш Господь помогает нам избежать два основных препятствия, мешающих нашей молитве и лишающих нас ее благих плодов.

Первым препятствием Господь показывает нам лицемерие, которое происходит из страсти тщеславия. Господь помогает нам преодолеть это препятствие тем, что объясняет ту истину, что нам нельзя молиться напоказ другим людям или своей страсти тщеславия, но должно всегда уединяться и молиться Богу тайно. Здесь речь идет о личной, а не о церковной и общественной молитве. Тайная молитва от души, возносимая Богу, непременно будет Им принята, и Господь Бог, видящий тайную, нелицемерную и благоговейную молитву человека, воздает ему явным осуществлением просимого или явным преуспеянием в самой молитве.

Вторым препятствием, лишающим молитву услышанности Богом, является многословие и говорение лишнего. Многословие, осуждаемое Господом, не есть просто большое количество слов, обращенных ко Господу Богу. Мы знаем, что святые отцы, движимые в своих молитвах Духом Святым, изливали их многими словами. Господь порицает многословие молитвы язычников. Это многословие состояло из многих лишних слов, театрально вставляемых язычниками в свои молитвы для словесного ее украшения, пышности и нарядности. Другими словами, многословная молитва язычника была не более, чем витийствующая игра словами. Язычники ложно полагали, что изящная и театральная игра словами и есть молитва и что именно за это изящное искусство нанизывания и плетения словесных кружев их молитва будет услышана. Просили же язычники о многом и о земном. И от этого нас предупреждает Господь, открывая ту истину, что Бог Отец наш знает все, в чем мы имеем нужду, прежде нашего прошения.

Если буквально следовать этой истине, то возникает мысль о том, что, может, не следует нам вообще ничего просить у Бога? Да, бывает и так! И такому есть место в духовной жизни человека. Так святитель Игнатий (Брянчанинов), этот дивный учитель молитвы, писал: «Если можешь ничего не просить у Бога – не проси ничего».

Как мы видим, непрошение у Бога есть следствие высокого духовного преуспеяния. Человек ничего не просит у Бога из глубокой своей убежденности, что Бог все его нужды знает лучше Его и что Он все необходимое подаст ему в нужное время и полезную меру. Но такой человек не просто не просит у Бога, но и благоговейно предстоит пред Ним, всего ожидая от Него верой и упованием своим. Такое предстояние есть молитва без слов. Нам же, новоначальным и слабым, должно смиренно и неотступно просить того, что важно и нужно нам.

Неотступности в молитве учит нас Сам наш Господь Иисус Христос:

Лк.11:
« 5 И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,
6 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;
7 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.
8 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит .
9 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
11 Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
12 Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?
13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него ».

Итак, мы просим у Бога не для информирования Его о наших нуждах, а для выражения желания нашего сердца и осознания нами крайней нужды в просимом. Мы свидетельствуем пред Богом о своем желании получить просимое и о своей нужде в нем. Чем неотступнее наши прошения, тем более мы свидетельствуем о своей нужде в просимом. Однако мы настолько невежественны и немощны, что не знаем, что должно просить у Бога и в чем наша настоящая нужда. И этому нас научает Сам Господь.

В общем для всех виде Он сообщает нам об этом, как мы это хорошо видим, в Святом Евангелии.

Если говорить кратко, то просить должно у Бога дарование Духа Святого !

Если есть нужда говорить больше и конкретней, то повторяем за Господом – сказавшим нам: молитесь так – молитву «Отче наш».

Два предложенных Господом нашим варианта этой молитвы дополняют друг друга, что я постараюсь показать ниже.

О, как возвышена, как духовна, как проста в изложении и глубока и богата в содержании эта краткая молитва! В ней есть и догматы веры, и недомыслимые для нас важные истины, и откровения, и глубокое покаяние, и поучение! О, как любезна должна быть эта великая молитва нашему сердцу!

Но сегодня, о чада мои, возлюбившие молитву, я покажу вам то, что совсем недавно во дни празднования Светлого Рождества Христова 2010 года открыл мне Господь в этой досточудной и божественной молитве.

Один Бог знает, сколько раз я произносил слова этой несравненной и незаменимой молитвы. Я и рыдал на ней от убодания моего заскорузлого и окамененного сердца на страшных и дивных словах ее «Отче наш». Я зрел на эти изумительные и блаженные слова «Отче наш» и плакал. Плакал и наслаждался ими! Я не отрываясь зрел эти слова и ненасытимо насыщался ими, плача и вместе с тем дивясь их простоте и силе. Я блаженно плакал и непрестанно повторял лишь «Отче наш... Отче наш... Отче наш...»!

Что же я увидел в этих словах во время посещения меня, недостойного, Духом Святым?

А видел я прозревшими на то время своими духовными очами следующее.

С одной стороны я увидел необъятно Великого и безгранично Славного Всемогущего Бога и дивную Его истину, что Он Святой и Всесовершенный благоволил мне (и всем нам, людям) открыться не как Господин, Повелитель, Судья праведный и Каратель справедливый – что верно само по себе – а как родной Отец! О, непостижимая к нам любовь Божья! О, невероятная и потрясающая истина! О, изумительное знание! О, чудесный и неизреченный дар Божий! Бог – мой Отец! Как не дивиться сему! Как не радоваться! Как не веселиться и не ликовать от осознания приобретения паче всякого чаяния Такого Великолепнейшего Отца! Но, от этого величайшего откровения, от зрения этой любезной моему сердцу и драгоценнейшей истины, увы мне, мое каменное сердце не содрогнулось, не сокрушилось и не растаяло во мне как воск от огня. О, горе нечувствию моему!

Но и здесь безгранично милостивый Господь и Бог мой пришел мне на помощь. Он показал мне другую сторону – меня самого. Что же я увидел с этой стороны? А увидел я жуткую, страшную, мрачную картину того, кто я есть на самом деле и как я выгляжу во свете Божества! Я вижу маленькое, жалкое, немощное, безсильное и непрестанно страдающее существо. Я вижу маленького, злобного и обиженного на всех и вся гадкого, мерзкого и уродливого карлика! Я вижу ничтожество, не только не способное ни к чему доброму, но не способное ничем и никак помочь себе самому! Я вижу полное несоответствие между открывшейся мне жуткой реальностью моего состояния и моего сыновнего положения, дарованного мне Богом! И при этом я не теряю из виду Самого Бога и продолжаю как спасительное заклинание вопиять «Отче наш... Отче наш... Отче наш...». И здесь на этом ярчайшем контрасте между зримым в неизреченной лепоте Богом и одновременно зримом моем уродстве Бог посылает мне удивительной силы сокрушающий помысел, который я зрю весь целиком и который для его сообщения вам нуждается в пословном изложении. Суть его была такой: «Боже мой, Боже мой, Великий и Превеликий! Ты благоволил стать моим Отцом и Ты мой Всемогущий и Всеблаженный Отец! Почему же я, окаяннейшее Твое творение, являясь Твоим сыном и дерзая называть Тебя Своим Отцом, так мучаюсь и страдаю, немоществую и терплю лишения»? И далее какое-то время я переживал эту мысль, не оставляя повторять два блаженнейших слова «Отче наш...» и непрестанно сокрушаясь и испуская обильные слезы.

Так только два первых слова этой поистине великой и блаженной молитвы произвели во мне такое дивное изменение, покаянное самовоззрение и блаженный, тихий, стройный плач о себе.

Но было это давно, когда я был еще молод и только приступал к великому и перерождающему душу святоотеческому покаянию. Где-то в это же время, но чуть позже, во время моего жительства в горах Кавказа с ныне покойным братом Михаилом я услыхал от него его толкование молитвы Господней. Это толкование было основано на личном опыте деятельного покаяния и мало чем отличалось от толкования святых отцов. Оно служило хорошим дополнением к их толкованию, ибо было приложено по отношению к кающемуся грешнику.

Когда человек в своем покаянии по-настоящему увидит себя и познает то, что грех сделал с ним, тогда покаяние становится для него единым на потребу делом. В страхе за свою вечную участь он всецело погружается в покаяние, как в бездну, как в жизнь и неисходно пребывает в нем. В это время из всего сокровища Церкви и наследия святых отцов он выбирает лишь то, что содержит в себе покаяние или способствует его покаянию. Он подбирает для себя соответствующие его состоянию и покаянным нуждам молитвы, а также их толкования, способствующие его покаянию. В это время он усиленно трудится для покаяния своего, чтобы сделать его реально работающим на его очищение и благое изменение, а также чтобы оно было принято Господом Богом. После прохождения поприща святоотеческого очистительного покаяния подвижник Христов переводится Богом на новый для себя уровень, на котором его покаяние работает на него! В этом периоде он больше живет зрением, чем деянием и больше слушает Бога, чем говорит Ему! Основным проявлением этого духовного уровня является недоступное ему ранее богомыслие и богословие. Деятельное покаяние становится для него лишь охранным, и он прибегает к нему лишь в случае преткновения или спотыкания. Важнейшей добродетелью для него является смиренномудрие. При охранении себя смиренномудрием подвижник живет и питается в основном богомыслием. Он начинает получать от Бога различные вразумления и откровения и прежде всего покаянного характера. Он начинает по-новому, глубже, четче и яснее видеть то, чем он раньше пользовался в своем покаянном творчестве. Ему начинает открываться глубина и красота православных молитв. Происходит это не по его воле и желанию, а по воле и желанию Господа Бога.

Долгое время я был доволен своим пониманием молитвы Господней и не пытался увидеть в ней что-то большее. Однако полного удовлетворения в ее понимании у меня почему-то не было.

Новое видение молитвы «Отче наш» пришло ко мне неожиданно во время исповеди одного из моих духовных чад. Во время беседы я вдруг ясно увидел, что в этой молитве помимо всего мне известного заложена лестница духовного восхождения! Ступени этого восхождения изложены в виде духовных законов и духовного качества, а не в виде деятельного восхождения и добродетелей.

Если эта молитва читается сверху вниз, то лестница духовного восхождения изображена там снизу вверх. Приведу ее в указанном порядке словами из Писания.

Молитва у Матфея:

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.


Молитва у Луки:

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
3 хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;
4 и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого

Лестница духовного восхождения по молитве «Отче наш»:

1 - избавь нас от лукавого

2 - не введи нас в искушение

3 - как мы прощаем должникам нашим - мы прощаем всякому должнику нашему
4 - прости нам долги наши - прости нам грехи наши

5 - хлеб наш насущный дай нам на сей день - хлеб наш насущный подавай нам на каждый день
6 - да будет воля Твоя и на земле, как на небе – слав.: да будет воля твоя, яко на небеси и на земли (в слав. указано точнее)
7 - да приидет Царствие Твое
8 - да святится имя Твое
9 - сущий на небесах
10 - Отче наш

Вот такая дивная духовная лестница из 10 ступеней!

Однако кроме духовного восхождения эта лестница является лестницей, ведущей верного к достойному причащению Святых, Страшных и Животворящих Таинств Христовых! Таким образом молитва «Отче наш» открывается нам в своем Евхаристическом содержании! Ведь не случайно же она помещена Церковью для моления ею в таинстве Евхаристии, причем перед самым причащением Святых Таинств!

Пройдемся же теперь по каждой из указанных ступеней от первой до десятой с пояснением.

1 – избави нас от лукавого

Избавление от лукавого справедливо поставлено первым в этой лестнице. Все начинания в духовной жизни, все церковные таинства и действия начинаются с избавления от лукавого! Это избавление имеет два вида. Первое означает избавление от отца всякого лукавства сатаны или диавола, справедливо названным Господом лукавым. Второе значение относится к нашему зараженному лукавством духу. Это лукавство проявляется у нас в нашей сложности (не простоте) и самости, и прежде всего в оправдании себя и лишнем словоизлиянии. Вот почему перед таинством Евхаристии так важно прежде всего избавиться от этого лукавого духа.

Избавление от лукавого мы можем увидеть во всем.

В домостроительстве Божьем оно видно из главной цели первого пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Святые отцы Церкви единодушно говорят нам, что главной целью пришествия Господа Иисуса Христа во плоти было разрушить все дела диавола и избавить нас от работы ему. Одной из целей второго славного пришествия Христа будет полное и окончательное избавление людей и всей вселенной от лукавого диавола и всех его бесов, а также от смерти, ада, греха и всех их последствий.

В таинстве святого крещения, которое возрождает крещаемого свыше, первым делом является избавление и отречение крещаемого от сатаны, всех его бесов, всех его дел и всей его гордыни. Отречение от сатаны заявляет сам крещаемый (за младенца – его восприемник), что является непременным условием для дальнейшего сочетания (соединения) со Христом. Избавление крещаемого от лукавого и всех его бесов осуществляет Господь Бог посредством самого таинства через экзорцизм Своего священнослужителя, совершающего это таинство. Таким образом вводящий через крещение человека в Церковь Христову и духовный мир священнослужитель является для этого крещенного человека духовным родителем (отцом) и пастырем Церкви. Крещенный от воды и Духа и рожденный от духовного отца и Духа Святого член церкви навсегда становится для совершившего таинство священнослужителя духовным сыном (дочерью) и словесной овцой его стада. Он должен и обязан во все оставшиеся дни своей жизни молиться о здравии родившего его духовного отца, а в случае его отшествия ко Господу – о упокоении его души! Оставление молитв за духовного отца является грехом и нарушением заповеди Господа о почитании отца своего, т.е. духовным хамством! Еще большим хамством является любое порицание или унижение духовного отца или памяти о нем. Как сын и словесная овца, верный не может поучать или обличать своего духовного отца даже в том случае, если по уловке диавола тот попадет в ересь или падет во все тяжкие и лютые. Господь Сам вразумляет споткнувшегося пастыря или посылает для его обличения Своих людей, но только не из числа его бывших духовных детей. В таком случае дети должны оплакивать своего духовного отца и благодетеля, прося избавить его от сетей лукавого.

При освящении воды, елея, креста, храма, жилого дома, домашнего скота, транспортного средства, вещей и продуктов и прочих житейских потребностей всегда сперва производится избавление от лукавого и его бесов.

2 - не введи нас в искушение

После избавления от лукавого на следующей ступени мы просим Бога не вводить нас во искушение. Обратите внимание на то, что слово «искушение» поставлено в единственном числе. О каком же искушении идет речь? Должно разуметь, что речь не идет об искушениях, бываемых от сатаны и бесов его, ибо мы уже избавились от них вместе с ним на первой ступени. От полезных искушений нелепо просить избавления, ибо они помогают нашему спасению. Не искушает нас Господь Бог. Для разумения здесь уместно привести слова святого Апостола Иакова:

Иак.1:
« 13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого ,
14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью ».

Итак, источником нашего искушения является наша собственная похоть. Похоть чего? Об этом нам в полноте сообщает возлюбленный Иоанн Богослов:

1 Ин.2:
« 15 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
16 Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская , не есть от Отца, но от мира сего.

17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».

Похоть плоти, очей и гордость житейская составляют для нас этот мир во зле лежащий и враждебный Богу. Этот мир после диавола является главным врагом нашего спасения.

Апостол Иаков напоминает нам об истинном благочестии:

Иак.1,27:
«Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира ».

Похоть благ мира сего приводит к прелюбодеянию с ним:

Иак.4,4:
«Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога ? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу ».

Как же можно чего-то просить у Бога будучи Его врагом? Никак!

Итак, очевидно, что в этом прошении мы просим у Бога не ввести нас в искушение миром сим . В этом прошении включены также просьбы избавления нас от прелюбодеяния с миром сим и от влекущих к сему прелюбодеянию похоти плоти, похоти очес и гордости житейской. Другими словами мы просим Бога о мироотречении ! Поскольку в этом мироотречении и преодолении похоти мира сего заключается деятельный аскетизм – мы просим о преуспеянии в этом подвиге деятельного покаяния, конечной целью чего является безстрастие.

В отношении к Евхаристии мы просим не ввести нас в такое искушение , которое бы воспрепятствовало нам достойно причаститься Святых Таинств Христовых.

3 - как мы прощаем должникам нашим - мы прощаем всякому должнику нашему

Вот мы достигли третьей ступени. На ней в отношении Евхаристии мы для удаления главного препятствия к достойному причащению сперва достигаем, а затем свидетельствуем Богу о прощении всякому личному должнику нашему и всем личным должникам нашим всех их личных долгов против нас! Здесь под долгом разумеется всякое содеянное против нас согрешение, огорчение, неправда, причиненная скорбь и т.д.

В отношении духовного преуспеяния мы на этой ступени воспринимаем заповедь и благой совет Господа Иисуса Христа:

Мф.6:
« 14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный ,
15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ».

После этой двухсторонней заповеди о прощении-непрощении только ненавидящий себя в вечности безумец может не позаботиться об ее исполнении, ибо это напрямую связано с оставлением наших собственных грехов, которые являются для нас главным источником нашей погибели и главным препятствием на пути возвращения к Богу и в Его царство.
Таким образом на этой ступени мы просим Бога о даровании нам великого дара неосуждения ближнего, который является началом и основанием исполнения заповеди Божией о любви ближних! Именно этому учит нас и Святая Церковь во дни Великого поста, поставляя нам покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина с коленопреклонениями с важным в ней прошением: «даруй мне зрети моя согрешения (и вследствие этого) и не осуждати брата моего».

Выходит, что на этой ступени мы достигаем дара неосуждения ближних , а также предваряющего его дара зрения греха своего .

Согрешения наши и наших ближних здесь образно указаны в виде долга. Тогда мы вспоминаем притчу Господа о должниках:

Мф.18:
« 23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими ;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов ;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему .
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя ?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга .
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его ».

Обратите пристальное внимание на то, что эта притча говорит об уподоблении Царству Небесному и напрямую связано с Отцом Небесным, что отраженно и в молитве «Отче наш». Вот почему нам важно уразуметь для получения милости от Отца Небесного в виде прощения нашего долга и для достижения Царства Небесного то, что это для нас станет реальностью лишь тогда, когда мы сами по духовному закону исполним то, что предлежит сделать нам с нашей стороны – простить от сердца все согрешения всякого согрешившего лично против нас брата или ближнего.

То, что согрешения показаны нам в виде долга, говорит нам следующее.

Наш личный долг перед безконечным Богом безконечен и потому в случае неуплаты подлежит безконечному заключению в темнице ада: государь его отдал его истязателям (т.е. злым бесам в аду) пока не отдаст ему всего долга (т.е. навсегда, на всю вечность).

Но наши грехи и грехи ближних против нас названы долгами ради проявления двух заповедей о любви – к Богу и ближнему. Об этом хорошо показывают слова Господа:

Лк.7:
« 41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,
42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим . Скажи же, который из них более возлюбит его ?
43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил . Он сказал ему: правильно ты рассудил ».

Осознав, что прощение долга напрямую связано с любовью к Богу (за прощение безконечного долга нам) и к ближнему (как прощение его малого долга против нас) переходим к следующей ступени.

4 - прости нам долги наши - прости нам грехи наши

Заручившись прощением грехов ближних против нас, мы дерзаем с несомненной надеждой и упованием просить Бога о прощении наших грехов, которые ощущаются нами как тяжкий и давящий нас и ничем невосполнимый долг перед Ним.

Получая прощения грехов, препятствующих нашему соединению со Святым Богом, мы в таинстве Евхаристии становимся на время святыми, чтобы и к нам перед приступанием к причастию Святых Тела и Крови Христовых относился возглас, возносимый священнослужителем от лица Церкви: «святая святым». Вот почему так важно перед Чашей Жизни простить от всего сердца всем своим обидчикам и примириться со всеми, кого обидели мы, а также очистить совесть свою от грехов в таинстве Исповеди.

Прощение грехов, как нашего долга пред Богом, позволяет нам перейти к следующей ступени духовного совершенствования. Оно не освобождает нас от влияния греха вообще или от нашей немощи согрешать, но снимает тяжкий груз всех греховных накоплений, как непомерно тяжелый долг. Об этой духовной антиномии прощения грехов и согрешения лучше всех нам говорит Великий Иоанн Богослов:

С одной стороны этой антиномии мы имеем:

1 Ин.1:
« 7 если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха . ...
9 Если исповедуем грехи наши , то Он , будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды ».

С другой стороны:

1 Ин.1:
« 8 Если говорим, что не имеем греха , -- обманываем самих себя, и истины нет в нас.

...
10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым , и слова Его нет в нас».

Итак, грехи, как тяготеющий долг пред Богом, прощаются Им при соблюдения нами условий, заповеданных нам, но пребывание в нас греха, как неуврачеванной еще окончательно порчи грехопадения, источающей текущие грехи нашей немощи, в нас сохраняется. Эти текущие грехи мы очищаем повседневным покаянием, прощением грехов против нас наших ближних и терпением скорбных наведений.

Придя в такое устроение и в такую степень очищения от грехов, мы наконец переходим на следующую ступень лестницы.

5 - хлеб наш насущный дай нам на сей день - хлеб наш насущный подавай нам на каждый день

Наконец-то мы получаем дерзновение просить насущный наш хлеб для поддержания жизни в себе. Разночтение в этом прошении у Евангелистов сводится к тому, что у Матфея написано о прошении хлеба на сей день (по слав. – днесь), т.е. сегодня, а Лука, чтобы кто не подумал, что это прошение только на одни день дополняет – на каждый такой сегодняшний день.

О каком же хлебе идет речь в этом прошении?

Здесь следует знать, что каждый верный член Церкви Христовой проявляет себя в виде трех людей или ипостасей: человека церковного, человека духовного и человека греховного. Соответственно этому у каждого из этих человеков есть свой насущный хлеб, которым он должен питаться. При этом два человека – церковный и духовный – питаются каждый своим хлебом для жизни и роста, а третий – греховный человек – питается своим хлебом для умерщвления и полного исчезновения.

Для церковного человека насущным хлебом является Святое Тело и Кровь Христовы, через которые он духовно вкушает всего Христа Бога.

Ин.6:
« 32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес .
33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру . ...
35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни ; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. ...
48 Я есмь хлеб жизни .
49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет .
51 Я хлеб живый, сшедший с небес ; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя , которую Я отдам за жизнь мира.
52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек».

Здесь мы видим прямую связь между дающим небесный хлеб Отцом и являющимся для нас этим хлебом Христом, что отражено в молитве «Отче наш». Здесь также показаны основные плоды для нас, приносимые вкушением Тела и Крови Христовых. Выделим и перечислим эти дивные дары Божественной Евхаристии:

1 - удовлетворение духовного алкания и духовной жажды;

2 - прощение и оставление грехов;

3 - привитие к Христу-Лозе и питание соками Лозы, чтобы не увясть и не засохнуть;
4 - поддержание в человеке духовной жизни и жизни с Богом;

5 – соединение верных в единую Церковь, как единое Тело Христово;
6 – соделывание верных посредством вкушения Крови Христа братьями Христу и братьями во Христе;
7 – победа (принятие Христовой победы) над смертью;

8 – залог будущего нашего воскресения из мертвых;
9 – пребывание нас во Христе;

10- пребывание Христа в нас;

11- жизнь Христом Богом.

Для нашего духовного человека насущным хлебом является святое и блаженное имя Иисуса Христа , а вкушением – его непрестанное призывание. Без моления именем Иисуса Христа наш духовный человек не растет, но умирает. Через непрестанное призывание имени Иисуса Христа наш духовный человек соединяется с Божеством Христа Сына Божьего.

Об этом двойном питании говорит нам Духом Святым святой царь Давид в словах:
Пс.115,4: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову».

Насущным хлебом для нашего греховного человека являются плач и слезы. Этим хлебом он постепенно умерщвляется.

Соответственно трем этим в нас человекам мы и причащаемся Пречистых и Святых Тела и Крови Христовых.

Греховный человек – во оставление грехов.
Духовный человек – в возрастание моления именем Иисуса Христа.
Церковный человек – в соединение со Христом Богом, а чрез Него со Отцем в Духе Святом.

Поскольку все мы рождаемся грешными и главным для нашего спасения является оставление грехов, то Спаситель Христос и Его Святая Церковь поставили возглашать основной причиной Евхаристии и пресуществление в ней хлеба и вина в Святые Тело и Кровь Христа – «во оставление грехов». Вот почему для новоначальных в подвиге покаяния чад основным признаком причащения не в осуждение является усиление после причащения сокрушения, плача или любого другого покаянного чувства, а также изменение их отношения к ближним в сторону неосуждения, легкого от сердца их прощения и любви.

Для людей, достигших уровня духовного человека, основным признаком достойного причащения (кроме упомянутых для греховного человека) является любое преуспеяние или улучшение их молитвы именем Иисуса Христа.

Для людей, достигших полноты церковного человека или в меру возраста Христова, основным признаком достойного причащения является любое свидетельство их соединения с Божеством Христа и Пресвятой Троицы. Это может быть упоение благодатью, совершенное умертвие миру, сладость от пребывания на своем кресте, богомыслие, откровение, озарение, явление, духовное видение и т.п.

Случается и так, что признаки высшего уровня могут иногда быть дарованы человеку низшего уровня для опытного их вкушения, чтобы привлечь его к ревностному стремлению к постоянному ими обладанию.

Если же никаких благих и или покаянных изменений в человеке после причащения Святых Тела и Крови Христовых не происходит и он остается безчувственным чурбаном, это значит, что он или причастился лишь хлеба и вина (это в лучшем случае), или причастился себе во осуждение.

Если человек не питает насущным хлебом каждого из трех его человеков, а лишь одного или двоих, то отставшийся без питания человек умирает – если это церковный и духовный человек, или оживает и крепнет – если это греховный человек. Если не питать греховного человека, то он начнет преобладать над двумя остальными пока полностью их не подавит. Если не питать духовного человека, то мы лишимся силы и защиты имени Иисуса Христа, а также основы покаяния. Это приведет к росту греховного человека и неистинствования церковного, что может привести к отпадению от спасающей Церкви. Если не питать насущным хлебом церковного человека, то он теряет чувство церковности, перестает чувствовать Церковь и себя в Церкви, а прочих ее членов – своими братьями и сестрами. Тогда он, как не имеющий жизни в себе, засыхает и отламывается от Лозы-Христа и уносится за ограду Церкви. Духовное его развитие принимает форму прелести, а покаяние становится лицемерным. Такой перекос в питании насущным хлебом приводит к безполезности и безплодности питания остальных наших человеков, вот почему нужно регулярное питание им каждого из всех троих наших человеков.

Наладив регулярное и действенное питание насущным хлебом, мы переходим на следующую ступень, на которой просим о воле Божией.

6 - да будет воля Твоя и на земле, как на небе – на слав.: да будет воля твоя, яко на небеси и на земли

Одного оставления грехов и поддержание в себе Божественной жизни недостаточно человеку. После достижения этого у него встает вопрос о согласовании своей воли с волей Божией и о научении творить волю Божию. Лучше всего творят волю Божию святые Ангелы и спасенные люди, находящиеся на небе. Вот почему на этой ступени мы и просим, чтобы такое непринужденное и гармоничное исполнение воли Божией, какое есть на небе, пришло и на землю. Под землей должно понимать три значения: собственно планета Земля; наше сердце и человеческое естество вообще. Если мы просим пришествия той воли Божией, которая на небе, на землю, то мы тем самым призываем Второе пришествие Христа, кончину века сего, Страшный суд и жизнь будущего века, ибо только на новой и вечной земле это будет осуществимо.

Когда мы под землей понимаем наше сердце и все естество человека, то мы просим Бога настроить наше сердце и все прочие части нашего естества на творение воли Божией, а также научения нас полному согласованию во всех частях нашего естества с волей Божией и жительством только по ней.

После полного самоотвержения и полной отдачи себя в волю Божию мы можем дерзновенно просить о пришествии к нам Царства Божьего.

7 - да приидет Царствие Твое

Царствие Божие есть Господь Бог и Царь Небесный Дух Святой. Мы просим о пришествии Его к нам и поселении Его у нас в сердце. Об этом же мы просим и в молитве «Царю Небесный Утешителю Душе Истины...».

Когда Дух Святой поселяется в человеке, то такой человек становится духоносным. Дух Святой изнутри человека очищает его от всякой скверны плоти и духа, освящает его, просвещает, утешает, наставляет на всякую истину, упремудривает и готовит его к пришествию и вселению Отца и Сына.

С вселением Духа Святого человек становится истинно духовным. Это развитие приводит к тому, что человек достигает высокого преуспеяния в своей Иисусовой молитве. От этого его молитва становится духовной, и он переходит на очередную ступень лестницы, на которой имя Божие становится для него как Бог и потому святится!

8 - да святится имя Твое

От такого освящения именем Божиим человек окончательно умирает ко всему земному, тленному и преходящему так, что единым его чаянием становится небо, где он пребывает духом и умом своим.

9 - сущий на небесах

Теперь он впервые нелицемерно, а от всего сердца, ума и естества произносит слова Символа Веры: чаю жизни будущего века! Такой человек, который полностью умертвил себя для мира сего, а мир сей для себя, не только достигает предела Божьего мира внутри себя, но становится воистину миротворцем и небесным человеком.

10 - Отче наш

От этого он по-настоящему ощущает Бога Отца Своим Отцом, а себя – Его сыном. Вот почему он по сути именуется сыном Божьим и может нелицемерно взывать «Отче наш»!

Надеюсь, что теперь вы значительно измените свое отношение к молитве «Отче наш» и будете с большим сознанием пользой молиться ею.

Конец и Богу нашему слава честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Мы знаем много молитв, составленных святыми отцами. Есть и молитвы, повторяющие ангельские славословия. И есть одна молитва, словами которой заповедал нам обращаться к Богу Сам Христос. Это молитва «Отче наш». Большинство из нас знает ее текст наизусть, но эти слова нужно не только знать, их нужно понимать. Потому что духовная наука - это не таблица умножения, которую можно выучить и потом автоматически пользоваться. Она требует постоянного усилия, возвращения к тому, что мы уже знаем, чтобы оно оживлялось в нашем сознании и в нашем сердце. Что стоит за словами молитвы Господней, рассказывает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН.

Горний Иерусалим. Фрагмент иконы Страшный суд 1580-1590, Сольвычегодск

    Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тайная молитва

Кроме текста молитвы «Отче наш», Господь в Нагорной проповеди оставил нам учение о том, как нужно молиться: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне...» (Мф. 6: 6).

Домашняя молитва должна совершаться в одиночестве. Нужно уметь оставаться наедине с Богом. Некоторые супруги, начиная совместную жизнь, читают вечерние и утренние молитвы вместе. И получается, что они лишают себя тайной молитвы, той, о которой говорится в Евангелии. Наверное, можно иногда почитать правило вместе. В некоторых монастырях бывает общее правило, но его всегда должна дополнять келейная молитва. И если человек не находит в своей жизни времени, чтобы помолиться Богу втайне, значит он не исполняет заповедь, данную нам Христом.

Домашняя, келейная молитва может быть разной. Это может быть чтение обычного правила, может быть чтение канонов, акафистов, может быть чтение Иисусовой молитвы. Когда мы собираемся вместе, чтобы помолиться в храме, мы молимся все вместе одними и теми же словами. Но, когда мы остаемся одни, мы можем выбрать ту молитву, которая больше помогает нам сосредоточиться и помнить о Боге. Мои слова не означают, что у нас вообще не должно быть молитвенного правила и что сегодня вечером мы можем почитать великое повечерие и сделать один поклон, а завтра можем сделать сто поклонов с Иисусовой молитвой. Нет. Нам, тем, кто не умеет молиться, какое-то правило все-таки нужно. Его необходимо выбрать вместе с духовником и придерживаться строго. Потому что совсем опустить правило могут только совершенные, святые люди. Некоторые из них вообще пребывают в безмолвии - есть такой вид молитвы, когда человек просто молчит перед Богом. Но мы нуждаемся в молитвенной азбуке. Нам нужно учиться читать по слогам - каждое утро и каждый вечер исполнять молитвенное правило, которое мы для себя определили.

Следующие слова в Нагорной проповеди тоже о том, как нужно молиться: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6: 7-8). Господь дает нам образец такой немногословной молитвы. Это молитва «Отче наш». Слова этой молитвы нельзя перевести на русский язык так, чтобы они сразу стали понятны - в них вложен очень глубокий смысл, который нам, земным, плотским людям не всегда бывает доступен. Именно поэтому над этой молитвой нужно размышлять, чтобы понять, как и о чем заповедал нам молиться Господь.

Наш Отец

Начиная эту молитву, мы призываем Бога, называя Его Отцом. На литургии, перед тем как петь «Отче наш», священник возглашает: «...и сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно, сметь называть Тебя Небесного Бога Отцом» (так переводится с церковнославянского языка это прошение). Этими словами мы просим у Бога благословение на то, чтобы называть Его Отцом.

Смиренно с покаянным чувством мы должны произносить эти первые слова Господней молитвы. Ведь когда мы подходим к Чаше, мы не называем себя «сын Божий Павел» или «дочь Божия Антонина», мы говорим «раб Божий Павел» и «раба Божия Антонина», а в молитве «Отче наш» - называем Бога Отцом.

Если вникнуть в эти слова, то понимаешь, что Бог не просто некое далекое и недоступное Существо, Которое не может понять наши беды и Которого мы все время просим о чем-то, как будто Он забыл о нас. Ведь так мы иногда думаем. Но в Священном Писании есть такие слова, где Господь говорит, что если и мать забудет свое грудное дитя, то Он нас не забудет. То есть Он любит нас больше, чем мать любит свое грудное дитя.

В словах «Отец наш Небесный» говорится о подлинном отцовстве. В них говорится об удивительной любви Божией к нам. Когда вспоминаешь об этой любви, становится легче жить, становится легче молиться. И еще, конечно, важно, что с самого начала этой молитвы Господь призывает нас молиться не только о себе, называя Бога «своим» Отцом, а призывает обращаться к Нему Отец «наш» - общий наш Отец. И мой Отец, и Отец китайца в Китае, и африканца в Африке, и бомжа, который ходит по улицам Москвы. Отец наш. Он Отец и тех, кто меня не любит, и тех, кого я считаю своими врагами, и Отец тех, кого я совсем не знаю.

Но, хотя мы и обращаемся к Богу, как к Отцу, это не должно быть дерзостью, фамильярностью. Мы должны сохранять благоговейное отношение к Богу. Святые отцы говорят, что, когда человек молится Богу, он должен себя представлять некой «малой пиявицей», то есть каким-то маленьким насекомым. Наименование Бога Отцом не подразумевает, что мы можем похлопать Его по плечу. Нет, конечно. Должно сохраняться благоговение, страх Божий. Помня о том, что Он Отец наш, мы должны считать себя недостойными этой любви Божией. И если прийти в некое трезвое состояние ума, мы поймем и почувствуем, что так оно и есть.

Три общих прошения

Очень важна последовательность наших просьб, обращенных к Богу. Первое, о чем мы просим Бога - чтобы святилось Его Имя. Это удивительные слова. Имя Божие, как говорили некоторые богословы в XX веке, это Сам Бог. Были такие люди, которых называли «имябожниками», и были другие, которые с ними не соглашались. Между теми и другими шла такая борьба, что дело доходило до рукопашных боев. На Афон был послан русский военный корабль, чтобы усмирить возмущение, которое там поднялось. Наверное, «имябожники» были не во всем правы, но их противники были не правы в еще большей степени. Имя Божие значит очень много. Это присутствие Бога в мире. Слова, которыми мы Бога называем: Вседержитель, Саваоф, Любовь, - это не просто слова. Имя Бога - это то, через что Бог являет себя нам. К этому нужно очень благоговейно относиться и просить, чтобы присутствие Бога через Его Имя являлось и освящало наш мир. Мир, который устремился за Адамом, совершившим грех. Мы просим о том, чтобы этот мир не отворачивался, не уходил от Бога.

Потом мы молимся о том, чтобы пришло Царство Божие. Однажды я спросил студенток нашего училища, хотят ли они прямо сейчас оказаться в Царствии Божием? Они ответили мне: «Нет, владыка, мы еще пожить хотим!» Но тем не менее мы просим в молитве «Отче наш», чтобы пришло Царство Божие. Царство Божие - это ведь не обязательно смерть. Во время совершения литургии приходит Царство Божие. Или когда мы встречаемся со святыми людьми - тоже приходит к нам Царство Божие. Оно является в нашей душе, когда мы читаем духовные книги. Оно может внезапно озарить нашу душу, наше сердце смыслом. Так тоже бывает. И вне этого Царства нет жизни. Вне его - мрак. Вне Царства Божьего умирающий мир, который идет к концу, к вечному страданию. Поэтому мы просим, чтобы Царство Божие пришло. Не надо вкладывать в эти слова такой смысл, будто мы хотим завтра умереть и оказаться в Царствии Божием. Нет. Это у нас не получится, туда нельзя войти не готовым. Но это Царство должно прийти и принести мир и покой в нашу мятущуюся душу, ведь там, где мир, там и Царство Божие. Оно должно прийти к нам радостью, благодатью. Об этом мы просим.

Следующее наше прошение - чтобы Воля Божия совершалась на земле так же, как и на небе. Мы дерзаем произносить эти слова и говорим их без горечи. Хотя обычно нам трудно смиряться с чужой волей. Детям, когда они спорят, трудно согласиться с волей другого. Даже жена с мужем, которые любят друг друга, иной раз спорят из-за какой-то ерунды. Сказать «ладно, пусть будет, как ты хочешь» - очень трудно. Из-за этого на земле начинаются войны, распадаются семьи, рушится дружба - все из-за того, что каждый хочет настоять на своем. Иногда это принцип, иногда выгода, иногда пристрастие. Очень трудно смириться с чужой волей. Но сказать Богу «да будет воля Твоя» очень легко. Потому что Его воля - это благая воля. Это воля, которая хочет не поработить нас, не лишить нас свободы, а, наоборот, дать нам свободу. Потому что только в Боге, в Его воле, мы обретаем свободу. Эта воля благая и совершенная. И конечно, нужно искать эту волю. Если мы не стараемся узнать волю Божию, тогда мы зря говорим эти слова, они оказываются для нас пустыми и фальшивыми.

Три личных прошения

Только после того, как мы просили о том, чтобы святилось Имя Божие, после того, как мы просили о пришествии Царствия Божьего и о том, чтобы была Воля Божия, - только после этого мы просим о наших житейских нуждах. Господь хотя и говорит о том, что знает нашу нужду, но все-таки, как мы видим, заповедует нам просить о насущном хлебе на каждый день. Есть разные толкования этих слов. «Хлеб насущный» может означать все потребное для жизни - крышу над головой, одежду, воду, все необходимое, чтобы прожить сегодняшний день. Причем обратите внимание - именно сегодняшний день, а не до старости безбедно и спокойно. Мы просим не сверхнеобходимое, а необходимое. Эти слова должны нас устыдить и напомнить о том, что здесь на земле нельзя жить роскошно. Чем роскошнее ты живешь на земле, тем больше вероятность того, что ты будешь лишен небесной радости, как произошло с богатым человеком в притче о богаче и Лазаре. Помните? Он был ввержен в геенну огненную. На земле он жил роскошно, он имел не только необходимое, но и многое сверх этого. Эти слова молитвы должны напоминать нам, как нужно жить. Они должны не только помочь нам научиться просить чего-то у Бога, но и подсказать, как строить свою жизнь. Есть еще такое толкование, что «хлеб насущный» - это Причастие Святых Христовых Тайн. То есть мы просим Бога, чтобы нам был дан этот дар, без которого мы не можем жить. Господь отвечал дьяволу словами из Священного Писания - не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. То есть хлебом для нас являются и слова Священного Писания, которые питают наше сердце.

Следующее прошение тоже очень важно - мы просим у Бога простить нам грехи, так же, как и мы прощаем нашим должникам. Я часто сталкиваюсь на исповеди с людьми, которые не могут кого-то простить. В житиях я встречал рассказ о том, как один святитель остановил службу и не разрешил человеку петь эти слова из «Отче наш», потому что тот не прощал своему должнику. А другому человеку, который тоже не хотел прощать своего ближнего, святой сказал, чтобы он не читал эти слова в «Отче наш» - пропускал бы их, если не может простить. Ведь как он может надеяться на прощение своих грехов, если не прощает другому? Нас эти слова должны устыдить, мы должны бояться не простить людям то, что они нам должны. Бояться не простить тем, кто взял в долг и не отдает, бояться не простить своим детям, которые, как нам кажется, нам должны - ведь мы их воспитывали, а они не заботятся теперь о нас. Но мы обязательно должны простить им это, если хотим получить прощение от Бога. А у нас у всех долг перед Богом неоплатный. Оплатить его никто из нас не может. Вы же помните причту о должнике, который был должен сто тысяч талантов. Когда ему был прощен его большой долг, он стал требовать со своего должника сто динариев - мизерную сумму - и не хотел ему простить. Тогда с него был взыскан весь тот огромный долг, который раньше был ему прощен. Так и наши огромные долги перед Богом, наши грехи, которые Бог нам простил, могут быть снова взысканы с нас, если мы не будем прощать все маленькие и кажущиеся большими долги других людей.

В конце мы просим у Бога, чтобы Он не ввел нас во искушение. Здесь имеются в виду испытания, которые выше наших сил. Конечно, Бог нас никогда и не вводит в испытания, которые выше наших сил. В эти испытания нас вводит наша гордость. Когда мы так говорим, мы не просим Бога не делать того, что Он не сделает ни в коем случае, но мы напоминаем себе, что по нашей гордости можем взять на себя больше, чем способны понести, и тогда, потеряв смирение, рискуем войти в какое-то тяжелое и страшное искушение. Иногда Бог допускает искушение из педагогических целей, желая нас чему-то научить. Мы просим здесь, чтобы те скорби, которые должны быть в нашей жизни (а без скорбей нельзя приобрести страх Божий, нельзя научиться смирению), чтобы они все-таки были посильны нам и чтобы Господь избавил нас от власти дьявола, избавил нас от его сетей, которые, как вы знаете, разбросаны по лицу земли. Когда преподобный Антоний увидел эти сети, он сказал Богу: «Кто же может спастись?!» И был ему ответ, что к смиренному человеку эти сети даже не прикасаются. Так что в этих словах для нас есть напоминание о том, что избавиться от лукавого, от его сетей можно только смирением. А смирение заключается в том, чтобы всегда молиться Богу, чтобы всегда просить Его помощи. В Евангелии молитва «Отче наш» заканчивается славословием: «Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь». В современной практике этими словами молитву заканчивает священник, если мы читаем ее в храме.

К сожалению, в наше время очень часто люди молятся формально, механически. Но мы должны не просто повторять слова молитвы «Отче наш», как это делают дети, а вдумываться каждый раз в их смысл. Не стоит успокаиваться, прочитав эту статью. Обязательно нужно читать толкования святых, спрашивать других людей, как они молятся этой молитвой. Какие смыслы они вкладывают в эти слова, о чем они просят. Потому что молитва - это не произнесение вслух или про себя древних магических формул, тайных волшебных звукосочетаний. Молитва - это обращение ума и сердца к Богу с помощью слов, имеющих глубочайший смысл, который должен быть осознан и прочувствован молящимся. «Отче наш» - это не только одно из важнейших молитвословий, употребляемых Церковью. Это данный самим Богом совершенный образец правильного молитвенного устроения души, это выраженная в емких словах заповеданная Христом система жизненных приоритетов.

Записала Екатерина СТЕПАНОВА