Симптомы алалии и способы лечения нарушения. Задачи, последовательность и виды работ по развитию общей ручной и артикуляторной моторики у детей с алалией, с ОНР

У ряда детей с ОНР наблюда­ется отставание в развитии двигательной сферы. Это про­является в виде плохой координации сложных движе­ний, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции.

Характерными являются некоторая скованность, от­сутствие легкости и грациозности при выполнении уп­ражнений.

Обращают на себя внимание и особенности мелкой мо­торики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок за­стегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развя­зывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев. В специальных пробах отчетливо обнаруживаются резко выраженная замедленность, за­стревание на одной позе, пропуск отдельных элементов другие особенности.

Названные отклонения в двигательной сфере наибо­лее ярко проявляются у детей с дизартрией (Имеются в виду дети, у которых в структуре общего недоразвития речи выраженным является дизартрический синдром).

Правильная оценка недостаточности в сфере моторной деятельности необходима для выявления закономерностей аномального развития детей с общим недоразвитием речи и построения системы коррекционных воздействий.

В коррекционную работу рекомендуется включать серию подготовительных упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, а также развитие тонкой моторики пальцев рук. Одновре­менно у ребенка формируется умение точно и ловко вы­полнять те или иные движения.

Основные задачи коррекционной работы:

1. Научить детей ходить в определенном направлении (по прямой, по кругу) под заданный ритм.

2. Научить детей подниматься на 2 -3-4 ступеньки, сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно.

3. Научить детей спускаться с лестницы шагом, а затем небольшими прыжками.

4. Научить детей стоять попеременно на правой - (левой) ноге.

5. Научить детей подпрыгивать на двух ногах, затем на правой, левой ноге.

6. Научить детей попеременно вставать, приседать под счет.

7. Научить детей поднимать руки вверх, вперед, в сто­роны, на пояс; вытягивать руки вперед; отставить ногу в сторону; опустить голову вниз; наклоны вперед в сто­рону, назад; левую руку к плечу, правую - на голову; выставить правую ногу вперед, на пятку, на носок... На­учить детей ловить мяч двумя руками, одной рукой.

9. Научить детей ловить мяч после удара по полу, по стене.

10. Научить детей ловить мяч после нескольких ударов об пол (удары об пол левой, правой рукой с попере­менным чередованием).

11. Научить детей катать мяч по долу с попаданием в заданную цель (ворота).

12. Научить детей перекатывать (перебрасывать) мяч с одной руки на другую.


13. Научить детей передачам мячей с небольшого рас­стояния в шеренгах.

14. Научить детей расстегивать и застегивать пугови­цы на пальто, платье, кофточке, штанишках (затем перейти к кукольным вещам).

15. Используя ленты, а потом веревочку, научить детей завязывать и развязывать узел, бант.

16. Научить детей сжимать и разжимать кулаки.

17. Научить детей сильно сжимать одну руку другой, пожимать папину, мамину руку.

18. Научить детей поочередно сгибать и разгибать пальцы правой, левой руки, делать решетку из пальцев.

19. Научить детей поочередно соединять большой палец и указательный, средний, безымянный, мизинец.

20. Научить детей ритмично выполнять движения «ла­донь - кулак - ладонь».

Задание 1. (Работа с шариками.) Перед ребенком на столе кладется несколько шариков. На некотором рас­стоянии от них ставится коробочка. Логопед показывает и объясняет, как надо катить шарик, чтобы они ударился о коробочку. Сначала взрослый помогает ребенку в вы­полнении этого задания, затем постепенно ограничивает помощь и добивается того, чтобы ребенок выполнял задание самостоятельно.

Задание 2 (Работа с кольцами.) На столе стоит де­ревянный стержень и лежит несколько одинаковых по размеру колец. Ребенку предлагается надеть поочередно эти кольца на стержень. Предварительно взрослый объ­ясняет и показывает, как надо выполнять эти действия.

Задание 3. (Работа с кубиками.) Перед ребенком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Малыш должен после объяснения и показа логопеда самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик.

Задание 4. (Работа с деревянными игрушками.) На столе разложены складные деревянные матрешки, пира­мидки, коробки. Логопед вместе с ребенком внимательно рассматривает эти предметы. Затем ребенку показывают, как открывается игрушка, как можно ее разобрать, со­брать и закрыть. После объяснения и показа логопед предлагает ребенку выполнить действия самостоятельно:

а) собрать пирамиду из 5 колец

б) собрать 4-5 кубиков в один большой кубик;

в) собрать одну матрешку из 4-5.

Задание 5. На стол ставят пустую бутылку из-под молока, с обеих сторон от нее кладут несколько шариков. Логопед берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка, и бросает его в бутылку, а потом предлагает ребенку сделать так же. При этом необходимо определить, насколько владеет ребенок той и другой рукой, как он схватывает шарик (одинаково правой и левой или нет), все ли шарики вкла­дывает, много ли рассыпает, имеется ли выраженная не­ловкость движений.

При моторной (экспрессивной) алалии отсутствие речи у детей не связано непосредственно с двигательными (моторными) расстройствами типа параличей или резко выраженных парезов. У них вполне достаточная для речи подвижность речевых органов, однако при этом нередко бывает затруднено овладение двигательными умениями и навыками, необходимыми в том числе и для артикулирования звуков. Например, ребёнок, без труда слизывающий кончиком языка варенье с верхней губы, оказывается не в состоянии поднять язык вверх по просьбе взрослого - он как бы не может «найти» это движение. Он «не умеет» по заданию высунуть язык изо рта или даже просто подуть.
Основная же трудность, препятствующая овладению речью, состоит в том, что у ребёнка не формируются языковые операции порождения речевых высказываний. Это выражается в его «неумении» подобрать для выражения своих мыслей нужные звуки, слова и правильно (в соответствии с законами языка) соединить их затем в предложения и связные высказывания. Относительно хорошо понимая речь других, ребёнок оказывается бессильным перед усвоением законов родного языка для построения собственных речевых высказываний. При этом в умственном отношении он проявляет себя вполне нормально и не отстаёт от сверстников - отставание касается лишь его речевого развития. Однако при длительном отсутствии речи у детей с алалией в дальнейшем появляется вторичная задержка умственного развития, вызванная их речевой неполноценностью (невозможность о чем-то спросить, выяснить непонятное и пр.), которая постепенно сглаживается по мере овладения речью.
Очень характерным и медленно исчезающим симптомом моторной алалии является нарушение возможности повторения звуковой речи. В тяжёлых случаях ребёнок бывает не в состоянии повторить вслед за взрослым даже один гласный звук, а тем более сочетание из двух или трёх гласных (типа АУ или АУИ). При этом чем сложнее структура слога, тем позже становится возможным его повторение (в частности, это относится к слогам со стечением согласных). Очень затруднено и повторение даже хорошо знакомых и уже используемых в самостоятельной речи ребёнка слов, а тем более повторение фраз.
У детей с моторной алалией не только страдает речь, но имеются и неречевые расстройства - неврологические и психические. Рассмотрим все эти виды нарушений.

  1. Неврологические симптомы проявляются в общей двигательной неловкости, неуклюжести детей, в недостаточной координированности их движений, в пониженной двигательной активности и особенно в слабом развитии мелкой моторики пальцев рук. Дети долго не могут научиться застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, не могут овладеть навыками самообслуживания и пр. Они не любят участвовать в подвижных играх, так как не умеют, например, скакать на одной ножке, ловить мяч, прыгать через скакалку, преодолевать небольшие препятствия, удерживать равновесие, быстро бегать и пр. Для многих детей характерна также неловкость и некоторая заторможенность движений языка и губ, «неумение» найти их нужное положение. При моторной алалии может наблюдаться и повышенная двигательная активность, что связано с определённой локализацией поражения головного мозга. В этих случаях дети бывают слишком расторможены, повышенно возбудимы, суетливы. Для большинства детей с моторной алалией характерны быстрая утомляемость и снижение работоспособности.
  2. Психические симптомы выражаются в нарушениях внимания, памяти, в замедленности протекания мыслительных процессов, в зрительно-пространственных нарушениях, в расстройствах эмоционально-волевой сферы. Так, детям с моторной алалией бывает трудно сосредоточиться на каком-то определённом занятии, они быстро отвлекаются, постоянно переходят от одного вида деятельности к другому, их трудно чем-либо надолго заинтересовать. Даже при начавшейся формироваться речи они, в отличие от нормально развивающихся сверстников, не могут запомнить самые простые стихи, названия дней недели и месяцев, усвоить порядковый счёт.
    С трудом усваиваются также представления о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу. Ребёнок заметно отстаёт от своих сверстников при собирании пирамидок (не может учесть величину колец), составных матрёшек (одна или даже несколько из них нередко оказываются «лишними»), при выполнении заданий по подбору одинаковых по величине или форме геометрических фигур и т. д. Такое отставание без труда может быть замечено даже самими родителями.
    Расстройства эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются в повышенной раздражительности и обидчивости ребёнка, в его склонности к бурным реакциям и слезам, в замкнутости и нежелании контактировать с окружающими. Во многом это является следствием речевой недостаточности, не позволяющей ребёнку наладить нормальное речевое общение с людьми и полностью адаптироваться к условиям жизни в «речевом» окружении.
  3. Речевые симптомы выражаются в нарушении всех сторон речи, что уже отмечалось выше. При этом неполноценность звукопроизношения, словарного запаса и грамматического строя речи при моторной алалии имеет характерные особенности.
    Так, несмотря на полную возможность выполнения артикуляторных движений (в отличие, например, от дизартрии) звукопроизношение при моторной алалии оказывается грубо нарушенным. И даже после овладения правильными артикуляциями звуков ребёнок затрудняется в уместном их употреблении в речи - он постоянно смешивает между собой уже усвоенные звуки, допуская их неустойчивые замены (например, слово ГУСИ произносит то как КУСИ, то как ТУСИ, то как ПУТИ и т. п.). Эта крайняя неустойчивость в употреблении даже правильно произносимых звуков свидетельствует не об артикуляторных затруднениях, а о нарушениях более высокого уровня, в частности о языковых трудностях. Правда, при моторной алалии может иметь место и дизартрический компонент в нарушении звукопроизношения, связанный с парезами некоторых мышц языка, но не это является здесь ведущим. Гораздо более затрудняет овладение правильным звукопроизношением сложность «нахождения» вполне доступных ребёнку артикуляций и непонимание того, где именно следует употреблять тот или иной уже усвоенный звук.
Словарный запас у детей с моторной алалией развивается медленно и с отклонениями от нормы. Усваиваются лишь обиходные, часто встречающиеся в речи слова, среди которых к тому же почти полностью отсутствуют глаголы. Ввиду малого запаса слов и неточного понимания их значений слова при построении речевых высказываний часто употребляются детьми не вполне уместно (например: ПИМО АВАТЬ - письмо рисовать, ИЛЕ МЫТЬ - бельё мыть и пр.). Грубо искажается звуко-слоговая структура слов, а при повторении одного и того же слова ребёнок каждый раз произносит его по-разному (смотрите приведённый выше пример со словом «гуси»). Нередко наблюдаются перестановки звуков и слогов в словах (ВЕБРА вместо верба, ШАКА вместо каша). Взаимозаменяются близкие по значению слова (например, сумку ребенок называет чемоданом, чайник - самоваром, санки - лыжами и пр.), что в значительной мере также может быть объяснено бедностью его словарного запаса - у ребёнка просто нет более подходящих слов для обозначения названных выше предметов.
Грамматический строй речи усваивается с большим запозданием и с отклонениями от нормы. Ребенок не имеет возможности грамматически правильно оформить свою мысль - вместо этого у него получается простой набор почти не связанных между собою слов. Например, он говорит ДЕВОЧКА ВЕНИК вместо девочка подметает пол веником, НИГА ТЁЛЬ вместо книга лежит на столе. Как видно из этих примеров, глаголы чаще всего опускаются, а значимые слова употребляются без всяких окончаний, не увязываясь друг с другом. Опускаются или неправильно употребляются предлоги (СУП ТАРЕЛКИ вместо суп в тарелке), глагольные приставки (например, ребёнок не видит смыслового различия между словами ШЁЛ, УШЁЛ и ПРИШЁЛ, а значит и не выбирает наиболее подходящее из них при построении предложения). Всё это обусловливает аграмматичность речи детей с моторной алалией, то есть построение её без учёта законов грамматики, которых они как бы «не чувствуют».
При этом особенно важно отметить, что даже и после овладения фразовой речью аграмматизмы детей с алалией отличаются от возрастных аграмматизмов детей с нормальным ходом речевого развития. В частности, необычным образом искажаются падежные окончания имён существительных. Например, если нормально развивающийся ребёнок на ранних этапах овладения речью заменяет окончания внутри одного падежа (говорит ПОД КРОВАТЕЙ вместо под кроватью, аналогично с «ПОД ТУЧЕЙ»), то ребёнок с моторной алалией смешивает окончания разных падежей (ПОД КРОВАТИ вместо под кроватью - замена окончания творительного падежа окончанием родительного или дательного). Все отмеченные здесь трудности связаны с построением отдельных предложений. Вполне естественно, что ещё большую сложность для ребёнка с алалией представляет объединение нескольких предложений в связное высказывание.

Испытывая большие трудности в общении с помощью речи, дети уже с самого раннего возраста начинают широко пользоваться жестом для выражения своих просьб и желаний, причём словесная речь может тесно переплетаться с жестовой. Например, желая попросить расчёску, ребёнок произносит слово ABA (голова) и при этом изображает жест расчесывания волос. Особое значение имеет указательный жест, при котором ребёнок указательным пальчиком показывает на тот или иной предмет, желая тем самым привлечь к нему внимание окружающих. Это свидетельствует об имеющемся у него желании что-то сказать, то есть о появившейся потребности в общении. Это очень хороший признак, поскольку и у нормально развивающихся детей указательный жест обычно предшествует появлению речи.
Степень речевых затруднений при алалии может быть различной. Принято выделять 3 уровня недоразвития речи у детей - от самого тяжёлого до наиболее легкого:
1-й уровень - отсутствие общеупотребительной речи.
2-й уровень - начатки общеупотребительной речи. Ребёнок владеет некоторым запасом слов и строит из них небольшие предложения, но запас этих слов ещё мал, звуко-слоговая структура их искажена и фраза аграмматична. Дефектно произносятся и многие звуки речи.
3-й уровень - развернутая речь с элементами недоразвития во всей речевой системе. Словарный запас уже достаточно большой, ребёнок владеет не только фразовой, но и связной речью, однако сложные по структуре слова произносятся искажённо, в речи имеются аграмматизмы и нередко сохраняются дефекты в произношении отдельных звуков.
Названные уровни речевого недоразвития не имеют прямого соотношения с возрастом ребёнка - и в 5-6 лет он может находиться на первом уровне недоразвития речи.
Все нарушения, имеющиеся в устной речи детей, впоследствии неизбежно отражаются на чтении и в особенности на письме (буквенные замены, соответствующие заменяемым звукам; искажения звуко-слоговой структуры слов; аграмматизмы). Кроме того, из-за нарушения зрительно-пространственных представлений дети с трудом запоминают буквенные знаки и нередко смешивают их между собой, что также затрудняет овладение письменной речью.
Особо следует остановиться на вопросе понимания речи детьми с моторной алалией. Самый поверхностный взгляд на вещи оставляет такое впечатление, что ребёнок «в с ё понимает». Кстати сказать, это почти всегда утверждают и родители. Но так ли это на самом деле?
Понимает ребёнок, как правило, лишь обиходную речь и такие высказывания, которые достаточно однозначны и не требуют точного знания и учёта грамматических закономерностей языка. Так, он поймёт обращённую к нему просьбу закрыть дверь, включить свет, налить в стакан воды и т. п., ориентируясь при этом на общую ситуацию и на смысловое значение слов. Например, если дверь в комнате закрыта, а о ней почему-то вдруг упоминают в речи, то ребёнку остаётся её только открыть (слишком мало вероятности, что его могут попросить вымыть или покрасить эту дверь, снять её с петель и пр.). По этой причине знание одного только слова ДВЕРЬ, на которую взрослые в подобной ситуации к тому же часто указывают жестом или взглядом, полностью обеспечивает ребёнку понимание «речи».
Однако если положить перед таким ребёнком две картинки, на одной из которых изображён ключ, а на другой - ключи, то он не уловит никакой разницы в их названиях и в ответ на просьбу показать КЛЮЧ совершенно спокойно может показать КЛЮЧИ. Это объясняется тем, что он в состоянии уловить лишь смысловое значение слова КЛЮЧ, но что при этом ему недоступно понимание его грамматической формы (в данном случае - роли окончания, означающего множественное число). То же самое произойдёт и при показе картинок типа СТОЛ - СТОЛИК - наличие во втором слове суффикса -ИК ни о чём не скажет ребёнку, и он не поймёт присущего этому суффиксу значения уменьшительности. Так обстоит дело с пониманием значений грамматических форм даже отдельно взятых слов. То же самое и с пониманием многих фраз. Если попросить ребёнка подать книгу или очки, то он сразу поймёт эту просьбу и сможет легко её выполнить. Но стоит только предложить ему положить очки НА КНИГУ, ПОД КНИГУ или В КНИГУ, как на его лице сразу же отразится полное недоумение. Это значит, что он совершенно не понимает значений предлогов, а следовательно, и выраженных при их помощи отношений между предметами (так называемых предложных конструкций).
Таким образом, можно говорить лишь об относительной сохранности понимания речи при моторной алалии, поскольку грубое нарушение формирования языковых систем не может не затрагивать все стороны речи, в том числе и её понимание.

Алалия у детей – в строгом понимании означает полное отсутствие либо ярко выраженная дефицитарность речи, которая проявляется при слухе, соответствующем норме, и первично неповрежденном интеллекте, что позволяет малышам успешно познавать мир и обучаться. Частыми причинами данного недуга выступает повреждение при родах областей левого полушария мозга, которые контролируют языковые способности, заболевания мозга или его травмы, перенесенные малышом в младенчестве, иными словами в доречевом периоде.

Проявляется алалия поздним появлением речевых реакций, аграмматизмом, бедностью словарного запаса, нарушениями слогового строения, фонематических процессов и дефектами в звукопроизношении. Весомым значением для выявления формы алалии обладает определение зоны повреждения головного мозга. Так, к примеру, когда травмирована лобно-теменная часть, можно диагностировать у крохи моторную алалию, при повреждении височной области – сенсорную алалия. Различные формы дефицитарности речи характеризуются совершенно разной клиникой и возможностями малышей в будущем. Однако при этом подобное деление недуга условно, так как в клинической практике встречаются сочетания проявлений сенсорной и моторной речевой алалии.

Симптомы алалии

Нарушение функционирования определенных частей мозга ведет к зарождению у малышей алалии, которая может проявляться легкими дефектами речи, средними либо тяжелыми нарушениями (ребенок не разговаривает до десяти, иногда до двенадцати лет или речь его ограничена довольно убогим словарным запасом и характеризуется аграмматичностью, несмотря на продолжительное обучение).

Моторная алалия у детей выражается:

— в расстройстве экспрессивной речи на фоне неплохого понимания обращенной речи;

— в запоздалом формировании фразовой речи, которая начинает развиваться после четырехлетнего возраста;

— в скудности предречевых этапов, нередко лепет отсутствует совершенно.

Данному недугу сопутствует грубые дефекты грамматического строения, проявляемые в дефиците согласованности слов в падеже, роде и числе, перестановкой слогов внутри слова, неверности употребления предлогов в речи, отсутствии отглагольных форм и т.п.

Моторная алалия у детей характеризуется выраженной скудностью словарного запаса и является фундаментом нарушений учебных навыков по типу дисграфии и дислексии, расстройства пространственного гнозиса и дефектов моторики в форме апраксии. Кроме этого алалия протекает в сочетании с очаговой и рассеянной неврологической клиникой, поражением доминантного полушария, обусловливающего возможности экспрессивных речевых навыков. У ребенка с подобной патологией в психическом состоянии зачастую наблюдаются признаки психоорганического синдрома разной степени выраженности, которые проявляются нарушением работоспособности в комплексе с дефектами интеллектуального развития, расстройством внимания, двигательной расторможенностью.

Сенсорная речевая алалия проявляется в дефицитарности понимании обращенной речи, грубом расстройстве ее фонетического аспекта с отсутствием отделения звуков. Дети характеризуются затрудненностью и замедлением формирования сопоставления между словом и объектом. Они не в состоянии осмыслить произносимое окружением, вследствие чего у них и экспрессивная речь весьма ограничена. Такие малыши коверкают слова, спутывают звуки сходные по произношению, не вслушиваются в речь окружения, не отзываются на зов, но при этом на отвлеченные шумы реагируют. У них отмечаются эхолалии, слуховое внимание резко нарушено, наряду с этим интонации и тембр речи остаются не измененными. В психическом развитии наблюдаются проявления органического поражения мозга, зачастую они могут обнаруживаться в сочетании с умственным недоразвитием.

Характеристика алалии. Последствия алалии могут оставаться продолжительное время, нередко даже всю жизнь. У алаликов все речевые компоненты появляются с опозданием. Грамматическая структура и лексический запас, произношение формируются своеобразно, медленно и дисгармонично. К окончанию периода младенчества малыши могут иметь запас слов от девяти до 100, но это не определяет прогноз заболевания. Словарь пополняется очень медленно и на каждой стадии развития довольно беден. Кроме этого характерны искаженные конструкции слова:

— перестановки (вместо «молоко» – «моколо»);

— персеверации – (вместо «волосы» – «вововосы»);

пропуски («моко»);

контоминации (вместо слов «белок и желток» получается «белток»).

Также многие исследователи отмечают искажение слогового строения слова. Количество подобных искажений увеличивается по мере речевого развития и по мере утомляемости крохи. Выделяют два типа аграмматизмов: импрессивный и экспрессивный. У алаликов с моторной формой выявляется практически всегда экспрессивный аграмматизм, а с сенсорной – импрессивный аграмматизм. Грамматическая структура речи формируется поздно, дисгармонично и не имеет стадийности.

Все формы алалии характеризуются разладом между вербальными и неречевыми структурами психической деятельности. Неречевые задачи производятся малышом в соответствии с возрастным периодом без выраженных затруднений (значение и последовательность сюжетных образов, графические аналогии и др.). Замедление темпа формирования речи выражаются запоздании наступления определенных доречевых этапов. Проще говоря, гуление, лепет, отдельные слова и фразы у таких крох формируются с отставанием, также отмечается свернутость этапов или полное отсутствие. Кроме растягивания сроков выработки функции, свойственно продолжительное сохранение ранее освоенных этапов формирования речи: эгоцентрическая речь, подмена речи жестикуляцией либо громкими несловесными криками. Также нередко наблюдается скудность словарного запаса, аграмматизм и косноязычие.

Зачастую у малышей с алалией отмечаются невротические реакции, являющиеся ответом на наличествующий дефект речи. Кроме этого, дети, страдающие данной патологией, характеризуются повышенной утомляемостью, сниженным вниманием и пониженной работоспособностью. У них отмечается вторичная задержка развития психики. В разные периоды речевого формирования при моторной алалии наблюдается отсутствие плавности речи и возникает заикание.

Коррекционная работа при алалии должна учитывать специфику речевого расстройства, особенности личности малыша, его интересы и компенсаторный потенциал. Большое внимание уделяется устранению невротических аспектов в характере крохи и воспитанию сознательной целеустремленной личности.

Моторная алалия

Моторная речевая алалия возникает вследствие поражения центра Брока, то есть лобно–теменной области мозга. Подобная патология чаще возникает у малышей, подверженных гиперопеки со стороны близкого окружения. Гиперопека может иметь под собой основания. Так, например, кроха, будучи новорожденным или младенцем, перенес серьезное заболевание либо получил травму в связи с тяжелыми родами. В таких семьях малыши характеризуется излишним упрямством, повышенной раздражительностью и капризностью.

Характеристика моторной алалии.

Моторная алалия проявляется отставанием в развитии моторики артикуляционного аппарата. Детям довольно сложно произвести артикулярные движения: поднять вверх язык и удерживать его в такой позиции, облизать губы и др. Кроме этого, у ребенка, страдающего моторной алалией, отмечается отсутствие умений самообслуживания: завязывание шнурков, самостоятельное застегивание пуговиц. Также наблюдается расстройство движений. Больные дети не в состоянии совершать прыжки на одной ноге, не могут пройти по бревну, чаще спотыкаются и падают, под музыку двигаться ритмично не способны. Речь детей, страдающих моторной алалией, характеризуется несколькими стадиями речевого развития: от абсолютного отсутствия речи, до развернутой речи с наличием небольших отклонений.

Речь малышей с алалией первой стадии для рядового слушателя полностью непонятна, так например, «тя бах» означает, что чашка упала. Для понимания высказываний ребенка необходимо учитывать конкретную ситуацию, его жестикуляцию и мимику. Зачастую малыши с данной патологией не способны выразить при помощи слов собственные чувства, указать на то, что ему необходимо.

Для второй стадии речевого развития характерно появление умения выражать в более ясной для окружения форме некоторые наблюдения, например, «тятя кутил сяик», что означает: «папа купил шарик».

Малыши с третьей стадией развития речи употребляют более развернутые фразы, содержащие ошибки лексической и грамматической направленности.

Особенностью этой формы алалии является понимание детишками речи, обращенной к ним. Они в состоянии выбрать нужную картинку с предметом либо живым существом, которую родитель просит показать. Больные малыши понимают лишь лексический смысл слова и не способны воспринимать их окончания, предлоги и приставки.

В связи с адекватным реагированием малышей на обращения взрослых, выполнением ими простых поручений, существует опасность пропустить и запустить недуг. Ведь родители считают, что раз их чадо все понимает, но не говорит, следовательно, он просто ленится.

Диагностика алалии моторной формы основывается на работе с дитем, когда выявляются его речевой потенциал. С целью уточнения и дополнения диагноза применяют электроэнцефалограмму. Также проводится проверка слуховых возможностей ребенка и интеллектуальное развитие.

Коррекция алалии направлена, в первый черед, на выработку механизмов речевой деятельности, создание у малыша речевой базы, которая в дальнейшем позволит речи развиваться спонтанно и сформироваться в систему. На всех этапах коррекции значительное внимание следует уделять формированию знаний у ребенка об окружающей среде соответственно его возрастной норме.

Моторная алалия прогноз ее зависит от своевременности диагностирования, тяжести основной патологии, степени нарушения речи, наличия грамотной коррекционной и лечебно-восстановительной работы.

Сенсорная алалия

Малыши, страдающие сенсорной алалией, имеют способность к формированию активной речи и неповрежденный слух. Однако при этом такие дети характеризуются наличием разрыва между смыслом и звучанием слов, вследствие чего понимание речи страдает. Малыши не понимают речь, поэтому и не используют ее, что провоцирует возникновение сопутствующих нарушений: затрудненность установления контактов с окружением, искаженность зрительного восприятия, замедление в умственном развитии.

Зачастую больным деткам ставится неверный диагноз, например, могут диагностировать или . Вследствие ошибочного диагноза проводимая коррекционная работа будет неадекватной.

Ребенок с сенсорной формой алалии невнимателен к звукам, он может слышать негромкие звуки, а может совершенно не реагировать на акустические раздражители. Такие малыши с большой сложностью заучивают отдельные слова. Им трудно сберегать их в памяти. Пассивный словарь детей с данной патологией обогащается очень медленно, наблюдается диссоциация между обозначаемым предметом и пониманием значения слова, которое его обозначает.

Зачастую дети способны лучше воспринимать окружающую речь утром, поскольку непосредственно после сна способность к рабочему функционированию коры мозга значительно выше. По мере усиления утомления понимание речи малышами значительно ухудшается. Реже встречаются случаи, когда ребенок лучше воспринимает вечером речь, так как после ночного отдыха может действовать тормозной фон.

Понимание речи детьми не улучшается при увеличении ее громкости, что позволяет отличить детей с сенсорной формой алалии от слабослышащих малышей. Сильные раздражители провоцируют появление в головном мозге запредельно охранительного торможения, вследствие чего недоразвитые клетки исключаются из деятельности. Спокойная негромкая речь воспринимается больным крохой значительно лучше, нежели громкая речь либо окрик. Применение слуховых аппаратов у детей-алаликов также не способствует улучшению речевого восприятия.

Часто у малышей с данной патологией отмечается гиперакузия, выражаемая в увеличенной восприимчивости к звукам, которые окружению безразличны, например, звук сминаемой бумаги или капающей воды. Обычно у здоровых , слышащих подобные звуки, не отмечается реагирования на них. Исключением служит утомленность человека либо раздраженное состояние.

Дети, страдающие алалией с сенсорной формы, воспринимают подобные звуки обостренно, вследствие этого болезненно реагируют на них: выражают беспокойство и жалобы на ушную либо головную боль, плачут.

Дети-алалики характеризуются высокой речевой активностью, проявляемой логорреей, при которой кроха бессвязно повторяет все слова, известные ему. Малыш, не понимая значения, проговаривает слова и словосочетания, ранее или в данную минуту услышанные им, а произнесенные подобным образом слова и фразы не осознаются детьми и не закрепляются.

Кроха с алалией сенсорной формы может с восторгом слушать собственную речь и голосовые интонации. Речи алалика сопутствует живая мимика и жестикуляция. Сама речь характеризуется выразительной интонацией.

Сенсорные алалики не способны управлять собственной речью. Высказывания их ошибочны по содержанию и не точны по форме. Довольно часто вызывает затруднение понимание их «пламенной» речи. Парафразия (замена) присутствует в большом количестве. Также речь наполнена пропусками, соединением частей разных слов друг с другом. Речь сенсорного алалика, в целом, характеризуется повышенной речевой активностью, которая происходит на фоне сниженного внимания к произносимому окружающими и отсутствия контроля над своей речью. Речь сенсорных алаликов невозможно использовать в качестве средства общения.

Кроме перечисленных симптомов малышей с сенсорной формой алалии наблюдаются расстройства личности; различные трудности поведения, вторичное отставание в умственном развитии. Речевые навыки не могут служить ни регулятором, ни саморегулятором поведенческих действий и деятельности больного ребенка.

Коррекционная работа при алалии, в первый черед, должна учитывать, что у сенсорных алаликов возможности развития речи не страдают, у них затронута возможность речевому обучению на основе слуха. В этом и заключается основная специфика коррекционной работы.

Сенсорная алалия прогноз ее имеет непосредственную зависимость от тяжести недуга и своевременности начала коррекционной работы. При грамотном и адекватном вмешательстве врачей, регулярных логопедических занятиях, а также соответственных действиях близкого окружения, дети овладевают речевыми навыками на бытовом уровне, что подарит возможность для коммуникативного взаимодействия, обучения и познания мира.

Алалия у детей

Первичные проявления алалии вне зависимости от ее формы становятся явными у малышей в двухлетнем возрасте, когда области мозга до некоторой степени развиты, а малыши пытаются произносить слова. Если своевременно не начать лечение, то данный недуг будет продолжать развиваться у подростков.

К существенным признакам алалии у малышей относят:

— нарушение движения;

— повышенную раздражительность;

— непонимание речи взрослых;

— отсутствие элементарных навыков самообслуживания;

— ошибки в падежах и склонениях, неразборчивость в числах;

— замедление умственного развития;

— коммуникативное взаимодействие с взрослыми лицами на уровне жестов.

Алалия коварный недуг. Зачастую дети, не понимая, о чем говорит окружение, начинают отдаляться от них, дистанцируются и становятся необщительными, что может стать причиной для неверной постановки диагноза. Нередко таким детям приписывают аутизм либо умственную или психическую отсталость. Кроме этого, порой не удается выявить уровень слуха.

Поэтому, в первый черед, именно на родительские плечи ложится задача своевременного выявления проблемы. А для этого необходимо усвоить этапы речевого развития малышей.

Также существенным признаком дефекта речевого развития является чересчур медленное освоение речевыми навыками, замедленный прогресс или его полное отсутствие на протяжении длительного времени.

Дифференциальная диагностика алалии основывается на нескольких критериях сравнения, представленных ниже:

— при моторной форме алалии на перцептивном уровне восприятие речи сохранно, а при сенсорной форме алалии глубоко нарушено;

— у моторных детей-алаликов понимание речи соответствует их возрастной норме, а у сенсорных алаликов понимание речи нарушено, но может немного улучшатся при визуальном восприятии артикуляции говорящего субъекта;

— слух у малышей с моторной формой алалии сохранен, а с сенсорной – нарушен;

— моторная алалия характеризуется отсутствием эхолалии, при сенсорной алалии, наоборот, эхолалия присутствует;

— моторные алалики испытывают трудности в повторении слова либо фразы, сенсорные алалики повторяют без труда, но не осознают значения проговоренного слова;

— дети с моторной формой алалии стремятся к невербальной и речевой коммуникации, малыши с сенсорной формой алалии либо не желают, либо просто не могут вступать в общение.

Работа с детьми с алалией, особенно речевые упражнения, должны проводиться в форме игры. Лишь в такой форме коррекция будет ощутимой, и не будет излишне утомлять малыша. Занятия с логопедом должны быть сосредоточены на развитии памяти и внимания, умений отличать одни предметы от других, способности соотнесения и обобщения предметов.

Также для формирования речевых навыков незаменимы физические нагрузки и любые упражнения, способствующие выработке мелкой моторики.

Лечение алалии

В ряде случаев алалия может пройти без лечения по мере взросления крохи. Но зачастую невозможно обойтись без медицинского и логопедического вмешательства. Если коррекция алалии проводится грамотно и на достаточном уровне, если начата своевременно, то речевые навыки формируются полностью, также улучшаются умственные способности малыша, он лучше адаптируется в реальном мире. Своевременная коррекция позволяет крохам в дальнейшем налаживать контакты со сверстниками и адекватно взаимодействовать с взрослыми.

Обследование должно проводиться комплексно, при непосредственном взаимодействии педиатра, невропатолога и логопеда. Наиболее важным является выявление степени мозгового поражения, поскольку от этого зависит степень тяжести патологии.

Легкая степень алалии ограничивается логопедическими занятиями и домашними упражнениями, позволяющими довольно быстро обучить кроху словам и грамматике. Логопедическая коррекция различных форм алалий способствует расширению словарного запаса и делает речь крохи более грамотной. Однако подобный вид лечения эффективен исключительно при систематических занятиях.

В тяжелых случаях, когда существуют грубые поражения речевых центров, терапия может быть малоэффективной.

Для достижения максимальной эффективности для лечения алалии применяют комплексную терапию, которая включает три компонента:

— логопедические занятия;

— логопедический массаж (воздействие на артикуляционную мускулатуру для нормализации тонуса речевых мышц, что облегчает произношения звуков);

— микротоковая рефлексотерапия, целью которой является активизация зон коры мозга, отвечающих за желание говорить, дикцию, словарный запас и т.п.

Эффективность медикаментозного лечения научно не доказана, но работа над формированием речевых навыков ведется на фоне лекарственной терапии, обращенной на активизацию созревания мозговых компонентов. Также используют физиотерапию лазеротерапию, водолечение. При алалии любой формы важно начинать работу с развития общей и мелкой моторики, формирование когнитивных психических функций, таких как память, мыслительная деятельность, внимание. Большим значением в терапии алалии обладает занятия и работа с детьми с алалией в домашних условиях с применением наглядных материалов.

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии у ребёнка данного заболевания обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Моторная алалия — заболевание, при котором ребенок путает окончания или не говорит совсем. При этом он понимает речь окружающих.

Симптомы

Для моторной алалии характерно наличие как неречевых, так и речевых симптомов. К неречевым проявлениям патологии, в первую очередь, относятся такие двигательные нарушения, как недостаточная координация движений, неловкость, слабое развитие моторики пальцев рук.

Моторная алалия у ребенка также может сопровождаться трудностями в формировании навыков самообслуживания, таких как зашнуровывание обуви или застегивание пуговиц. Также в выполнении точных мелких движений кистями и пальцами рук: складывание паззлов, конструкторов и мозаики.

Также у детей с моторной алалией нередки расстройства памяти, восприятия, внимания, эмоциональной и волевой сфер личности. Отмечается как гиперактивное, так и гипоактивное поведение. Наблюдается быстрая утомляемость и сниженная работоспособность. Кроме того у пациентов с алалией часты нарушения движений мускулатуры лица, повышенная раздражительность и агрессия, плохая адаптация к условиям окружающего мира.

Из речевых симптомов моторной алалии у больных отмечаются:

  • ошибочная замена звуков в словах другими;
  • выпадение звуков из слова;
  • устойчивое повторение слова или фразы;
  • ограничение словарного запаса;
  • объединение слогов разных слов;
  • замена слов на сходные по смыслу или звучанию;
  • выпадение из фразы предлогов, неправильное согласование слов во фразе.

Словарный запас пациента с алалией значительно беднее возрастной нормы. Больной с трудом усваивает новые слова, активный словарь состоит в большей степени из слов и фраз повседневного обихода. Недостаточный словарный запас может приводить к неправильному пониманию значения слова, неуместному употреблению слов.

Пациенты с алалией, как правило, изъясняются простыми короткими предложениями, что приводит к грубому нарушению формирования связной речи у ребенка. У больных возникают сложности в определении причины и следствия, главного и второстепенного, временных связей, передаче смысла событий, последовательного их изложения.

В некоторых случаях при моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания, лепетные слова, употребление которых сопровождается активной мимикой и жестикуляцией.

Диагностика

Для диагностики моторной алалии необходимо обследование ребенка детским оториноларингологом, неврологом, логопедом, психологом.

При проведении логопедического обследования ребенка значительное внимание уделяется сбору перинатального анамнеза и особенностям раннего развития пациента. Для постановки диагноза моторной алалии необходимо оценить желание ребенка говорить, определить наличие затруднений в повторении услышанного, слуховое восприятие, активное использование мимики и жестов, восприятие и понимание речи, наличие эхолалии. Кроме того, отмечается уровень активного и пассивного словарного запаса, слоговая структура слов, произношение звуков, грамматический строй речи и фонематическое восприятие.

Для оценки выраженности повреждения головного мозга может потребоваться проведение электроэнцефалографии, эхоэнцефалографии, магниторезонансной томографии головного мозга, рентгенологического исследования черепа. Для дифференциальной диагностики с сенсорной алалией и тугоухостью применяют аудиометрию, отоскопию и некоторые другие методы исследования слуховой функции. Требуется дифференциальная диагностика с дизартрией, аутизмом, олигофренией, задержкой речевого развития.

Лечение

Лечение моторной алалии комплексное. Формирование речевых навыков проводится на фоне медикаментозной терапии, основной целью которой является стимуляция созревания мозговых структур.

Пациентам назначаются ноотропные лекарственные средства, витаминные комплексы. Эффективны электрофорез, магнитотерапия, лазеротерапия, дециметроволновая терапия, транскраниальная электростимуляция, иглорефлексотерапия, электропунктура, гидротерапия.

Немаловажная роль при лечении моторной алалии отводится развитию общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики ребенка, а также памяти, мышления, внимания.

Логопедическая коррекция моторной алалии включает работу со всеми аспектами речи и включает не только занятия с логопедом, но и регулярные специально подобранные упражнения в домашних условиях. При этом формируется активный и пассивный словарный запас ребенка, ведется работа над фразовой речью, грамматикой, звукопроизношением, развивается связная речь.

Хороший результат обеспечивают логопедический массаж и логоритмические упражнения. При моторной алалии рекомендуется рано начинать обучать детей грамоте, так как чтение и письмо помогают контролировать устную речь и лучше закреплять усвоенный материал.

Осложнения и последствия

Моторная алалия у детей способна приводить к нарушениям письменной речи (дислексия и дисграфия). Кроме того, у пациентов может развиться заикание, проявляющееся при формировании у ребенка навыков устной речи.

Прогноз

Успешная коррекция алалии наиболее вероятна при раннем начале лечения начиная с 3-4 лет, комплексном подходе и системном воздействии на все составляющие речи. При своевременном и адекватном лечении прогноз благоприятный.

Немаловажное значение имеет степень органического повреждения головного мозга пациента. При незначительных повреждениях патология полностью излечима.


3) «Графический диктант» Д.Б. Эльконина. Данная методика предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии.

Таким образом, первичная диагностика позволяет нам сделать вывод, что дети с алалией имеют различные степени нарушения развития мелкой моторики рук, при этом чем ниже уровень недоразвития речи у детей, тем хуже у них развита мелкая мускулатура рук, тонкие дифференцированные движения, зрительно-моторная координация. В целом анализ результатов по всем методикам выявил, что уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук у детей старшего дошкольного возраста с алалией - средний и низкий. У всех детей отмечается общая недостаточность движений, дети часто не могут правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. Такие выводы побуждают к определению путей коррекционной работы, которую необходимо направить на формирование навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

2.2 Реализация педагогических условий эффективного развития моторики у детей дошкольного возраста с алалией

Формирующий этап исследования представляет собой реализацию педагогических условий эффективного развития моторики у детей дошкольного возраста с алалией и содержит практические мероприятия.

В общем виде, работа ведется в следующих формах:

1) Специально организованное обучение: занятия, включающие ту реализацию, которая требует систематической постановки перед детьми последовательности специальных заданий, отвечающих логике развития тех или иных способностей (сенсорных, развитию мелкой моторики, мыслительных). Для поддержания интереса детей используются разные виды личностно-ориентированных занятий: занятия-игра, занятие-театр, занятие-встреча, занятие-путешествие, занятие-концерт, занятие-сказка, занятие-тренинг.

2) Совместная деятельность с детьми: специально организованные занятия, решающие задачи по разным социальным навыкам, освоению разных видов деятельности (конструированию, рисованию и т. д.). Взрослый выступает в позиции партнера детей, участвующих в совместной деятельности, создает микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком. Речь детей активизируется в процессе проговаривания последовательности своей работы.

3) Свободная самостоятельная деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает то, что отвечает его способностям и интересам. Взрослый находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами, одновременно являясь потенциальным партнером, готовым подключиться при просьбах о поддержке и помощи

Для решения задачи развития мелкой моторики, в группе создаются необходимые условия. Для этого, предметно-развивающая среда представлена следующими компонентами:

Мячи (колючие, рифленые, плюшевые, вязаные);

Пробки от пластиковых бутылок: всех цветов радуги, для игр на запоминание названий цветов; парами - как «башмачки» для пальцев; просверленные посередине - для нанизывания бус;

Веревки капроновые плетеные (диаметром 3-6 мм) - для завязывания узлов и с уже завязанными узлами - для перебирания узлов пальцами;

Кистевые эспандеры - для развития мышечной силы кисти;

Прищепки бельевые - для развития координации движений пальцев рук;

Щетки для волос, аппликаторы Кузнецова, коврики типа «травка» - для массажа и самомассажа ладоней;

Клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон - для развития дифференцированных движений пальцев рук;

Шаблоны (лекала) по лексическим темам - для обведения, раскрашивания, штрихования;

Игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами - пластмассовыми пульками, копейками;

Игрушки из «киндер-сюрпризов» - для вытаскивания из «сухих бассейнов»;

- «сухие бассейны» - емкости, наполненные горохом, фасолью, рисом, манной крупой - для самомассажа кистей;

Моталки - веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, для выработки координации вращательных движений;

Грецкие орехи - для самомассажа кистей;

Разноцветные макароны - для нанизывания на шнурок;

- «волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами;

Мелкая мозаика; мелкий конструктор;

Разрезные картинки;

Рабочие тетради «прописи».

В ходе констатирующего этапа исследования нами было выявлено, что дети имеют разный уровень сформированности двигательных качеств, с различным состоянием речи, поэтому работа должна вестись с учетом речевых, психофизических и личностных особенностей каждого ребенка. Каждый ребенок должен вовлекаться в выполнение посильных для него двигательных задач.

Чтобы вызывать у детей интерес и желание играть, в группе названные компоненты, а также изготовленные из них пособия на развитие мелкой моторики: «На лесной полянке», «Подбери иголки к елке и ежику», «Почини расческу», «Рыбка», «Найди крышку для кастрюли», «Зашнуруй ботинок», «Пришей пуговицу», «Игры с манкой» должны находяться в свободном доступе.

Работа по развитию мелкой моторики базируется на комплексном подходе - сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. Для этого составлены игровые комплексы, включающие виды деятельности:

1.Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок.

2.Пальчиковая гимнастика.

3. Работа с различным материалом (бусинки, манная крупа, макароны, бумага, шнурки и т.д.)

4. Игры на координацию движений.

5. Копирование узоров, рисунков, работа в прописях, творческая продуктивная деятельность (аппликация - различные техники, оригами, рисование нетрадиционными способами).

Обязательной частью каждого занятия является пальчиковая гимнастика. Воспитание двигательных навыков проводится в ходе интересных и понятных детям игр-упражнений с пальчиками, озвученных потешками, сказками, разнообразными стихотворными текстами. Игры с пальчиками развивают не только координацию, ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют его творческие способности, фантазию и речь.

Следующей составляющей частью занятия являются задания, позволяющие развивать тактильную чувствительность. Это, прежде всего, работа со спичками, счетными палочками, пуговицами, бусами, мозаикой и другим мелкими предметами, работа с разнообразным материалом - бумагой, песком, пластилином и др. Развитие тактильных ощущений осуществляется также посредством определения предметов на ощупь.

Хороша «песочная терапия»: пальцы «гуляют» по песку, дети «играют» в строителей и «сыщиков», просеивание песка сквозь пальцы перетирание песка между ладонями, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствитель-ности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи.

Помимо собственно развития мелкой моторики, в процессе визуального и тактильного контроля ребенок знакомится с различными предметами, учится различать предметы по форме, определяет величину предмета, учится их словесно обозначать, что позволяет обогащать словарь ребенка.

На каждом занятии с целью овладения письмом руки ребенка проводятся графические упражнения, для чего используются различные варианты штриховок, контурных изображений, лабиринтов, узоров и прописей.

Особое внимание уделяется обучению детей правильным действиям с основными инструментами (альбомом, тетрадью, линейкой, простым и цветными карандашами). Различные дидактические задачи в данных заданиях, уровень сложности которых повышается от занятия к занятию, способствуют не только формированию графо-моторных навыков, но и расширению активного словаря детей, формированию и закреплению у них обобщающих понятий, побуждают ребенка к развернутому связному высказыванию.

Для более успешного формирования мелкой моторики, в заключительных упражнений, на занятии используется обучение детей приемам самомассажа и расслабления кистей и пальцев. Детей учат поглаживанию, растиранию, разминанию, выжиманию, активным и пассивным движениям ладоней и пальцев. В качестве расслабляющих используются элементы психогимнастики, которые сопровождаются стихотворными текстами. В таких упражнениях происходит автоматизация различных звуков, развитие способности к переключению, дифференцированию силовых и пространственных параметров движения.

В театре теней особенно четко просматриваются контуры персонажей, характер поведения, движения. У инсценировок с помощью пальчикового театра, большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

Конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов хорошо подходит для мобилизации внимания, вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.

«Пальчиковая азбука» - система изображений букв русского алфавита с помощью пальцев рук. Такое построение закрепляет зрительно-пространственный образ буквы, способствует развитию психических функций, необходимых для изучения школьных программ.

Все вышеперечисленные составляющие компоненты способствуют развитию мелкой моторики и координации движений у детей с нарушением речи.

Цикл занятий на формирование навыков развития мелкой моторики и укрепление пальцев рук представлен в Приложении 4.

Кроме того, важнейшим условием эффективности проводимой работы является работа с родителей, задачей которой является повышение психолого-педагогической грамотности родителей. Были проведены:

1) Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство подготовки руки к письму».

2) Практикум «Учусь - играя!».

3) Обогащение предметно-развивающей среды (изготовление игр на развитие мелкой моторики).

4) Проведение конкурса для родителей («Бусы для дочки»).

5) Открытый мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики детей с алалией «Умелые пальчики».

6) Родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем речь».

8) Воспитательное мероприятие «Путешествие в страну Детства», где родители могли понаблюдать за воспитательно-образовательным процессом и получить необходимые рекомендации.

9) Оформление выставки поделок «Оригамская сказка».

Проведенные мероприятия и рекомендации родителям, имеющих детей с таким тяжёлым речевым нарушением как алалия, не только вооружают эффективными средствами помощи ребёнку в семье, но и помогут значительно быстрее преодолеть имеющийся дефект.

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме развития моторики у детей дошкольного возраста с алалией

Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов исследования проводится на контрольном этапе исследования.

Анализ результатов контрольной диагностики показал, что использование различных приемов развития мелкой моторики рук позволило достигнуть положительных результатов уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук у детей старшего дошкольного возраста с алалией. Снизилось количество детей, имеющих низкий уровень мелкой моторики рук и увеличилось число детей с высоким уровнем. Так:

Если на начало эксперимента по методике «Дорожки» низкий уровень показали 2 ребенка, а средний уровень - 4, то контроль показал увеличение детей со средним уровнем - теперь их 5 (83,3 %). Однако, один ребенок остался на низком уровне. С этим ребенком необходимо продолжить индивидуальную работу.

Результаты контрольной диагностики по методике «Домик» также выявили повышение уровня сформированности навыков развития мелкой моторики рук: 2 ребенка показавшие прежде низкие результаты, теперь переместились на средний уровень, что в целом составило 83,3 % (5 детей), а 1 ребенок, который ранее показал результат немного выше среднего, теперь существенно улучшил свой уровень и уверенно достиг высокого уровня.

Графический диктант также показал значительное улучшение. Все дети, показавшие на констатирующем этапе низкий уровень переместились на средний уровень, а один ребенок - на высокий уровень.

После проведения формирующего эксперимента, дети научились ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, улучшились графомоторные навыки, усовершенствовались их умения действовать по словесным инструкциям и самоконтроль. Движения детей стали уверенными, повысился темп их выполнения. Так же повысился уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление. Улучшились память и речь. Кроме того, дети стали активнее, любознательнее, эмоциональнее. У детей появилась потребность к самовыражению и интерес к окружающему.

Работа велась совместно с родителями, с которыми использовались следующие методы: индивидуальная беседа; консультации для родителей с использованием наглядного материала; рекомендации в виде памяток, мастер-классы, игры, конкурсы и др.

В целом, результаты эксперимента показывают эффективность данного подхода к развитию мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи, т.к. разнообразное сочетание видов деятельности на одном занятии позволяет увлечь и заинтересовать детей, и в игровой форме не только комплексно развивать все параметры мелкой моторики, но и различные психические процессы - зрительно-пространственные функции, память, внимание, мышление, восприятие и, конечно же, речь.

Вывод: систематическая и постоянная работа над развитием мелкой моторики пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста с алалией показывает, что они добиваются хороших результатов. У многих детей наблюдается скачок в речевом развитии: речь становится чище, хорошо запоминают стихи.

С целью выявления особенностей мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с алалией нами проведен эксперимент, в котором приняли участие дети, посещающие детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением речи № 3 «Речецветик» города Зеленогорска Красноярского края, в количестве - 6 человек.

В эксперименте мы использовали методики:

1) «Дорожки» (по Л.А. Венгеру).

2) «Домик» (по Н.И. Гуткиной).

3) «Графический диктант» (по Д.Б. Эльконину).

Эксперимент включает констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Вначале мы провели первичное обследование уровня сформированности навыков мелкой моторики и координации движений рук: большинство детей плохо владеет карандашом, линии в основном кривые, неточные и слабые, у детей отмечается плохая координация движений.

Методика «Домик» Н.И. Гуткиной показала, что 2 ребенка из 6 имеют низкий уровень развития мелкой моторики; дети плохо ориентируются на образец, не могут его точно скопировать, недостаточно развита сенсомоторная координация и мелкая моторика.

По методике «Дорожки» Л.А. Венгер также выявлено, что 2 ребенка имеют низкий уровень развития мелкой моторики, у них слабо сформированы графо-моторные навыки; 1 ребёнок показал уровень немного выше среднего.

Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконона говорит об ориентации в пространстве, об умении действовать по указанию взрослого. Здесь показатели сформированности распределись поровну: 3 ребенка имеют низкий и 3 ребенка средний уровни.

Затем, в ходе формирующего этапа эксперимента, с детьми проводили комплекс мероприятий и игровых упражнений, направленных на развития мелкой моторики и координации движений рук. При этом, работа велась и с родителями.

В конце эксперимента было проведено контрольное обследование уровня развития мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи, которое показало существенное улучшение.

Контрольная диагностика показала, что только 1 ребенок по методике «Дорожки» остался на низком уровне, по другим методикам все дети показали средний уровень и 1 ребенок улучшил свои показатели до высокого уровня.

Таким образом, благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста с алалией, навыки стали более совершенными. Достичь успешных результатов удалось благодаря использованию разнообразных форм работы, как на специально организованных занятиях, так и в свободной деятельности.

Заключение

В данной курсовой работе исследованы особенности мелкой моторики у старших дошкольников с алалией. В первой, теоретической, части мы рассмотрели психолого-педагогическую характеристику дошкольников с алалией. Выяснили, что алалия - это отсутствие или ограничение речи у детей при сохранных возможностях интеллектуального развития и нормальном периферическом слухе, возникающее в результате органического поражения речевых зон больших полушарий головного мозга. При этом выделяются разные степени тяжести алалии: от простой словесной неловкости до полной неспособности пользоваться разговорной речью. В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга различают две формы алалии: моторная и сенсорная.

Анализ литературы показал, что у детей с алалией плохо развита речевая подражательность, речь развивается поздно и медленно, а приобретенный речевой запас используется с искажениями. Свою особенность имеет и нарушение звукопроизношения: постановка звуков больших трудностей не вызывает, тогда как автоматизация и дифференциация этих звуков имеет существенные трудности.

В ходе анализа литературы было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности мелкой моторики, что существенно ускоряют развитие речи ребенка. Причина влияния кроется в том, что зона, отвечающая за движения кистями и пальцами рук, занимает одну треть всей моторной области и расположена в непосредственной близости от речевой зоны.

У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Многие дети с речевой патологией, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Неловкость движений дошкольников обнаруживается и в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. Слабое развитие моторики у сказывается и на других видах деятельности, например, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук.

Недостаточность моторики свойственные детям с алалией находят свое отражение и в их речевой деятельности. Вот почему важнейшим аспектом в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с алалией является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев и кистей рук.

Во второй части курсовой работы, с целью изучения особенностей мелкой моторики у старших дошкольников с моторной алалией, мы провели экспериментальное исследование, которое было реализовано на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением речи № 3 «Речецветик» г. Зеленогорска Красноярского края, в количестве - 6 человек.

Гипотеза: если ребенку с алалией систематически развивать тонкую моторику пальцев рук, то он успешнее преодолеет речевые нарушения.

Для достижения цели исследования нами использовались методики: «Дорожки» (по Л.А. Венгеру); «Домик» (по Н.И. Гуткиной); «Графический диктант» (по Д.Б. Эльконину), результаты которых показали, что дети старшего дошкольного возраста с алалией имеют низкий и средний уровни развития мелкой моторики и координации движений рук. Так, результаты исследования по методике «Домик» показали, что 2 ребенка из 6 имеют низкий уровень развития мелкой моторики и 4 средний, при этом дети плохо ориентируются на образец, не могут его точно скопировать, недостаточно развита сенсомоторная координация и мелкая моторика; методика «Дорожки» также выявила, что 2 ребенка имеют низкий уровень развития мелкой моторики, у них слабо сформированы графо-моторные навыки, а 3 средний, 1 ребёнок показал уровень немного выше среднего; а по методике «Графический диктант» показатели сформированности распределись поровну: 3 ребенка имеют низкий и 3 ребенка средний уровни.

На основании констатирующего эксперимента с детьми проводили комплекс мероприятий и игровых упражнений, направленных на развития мелкой моторики и координации движений рук. В конце эксперимента было проведено контрольное обследование уровня развития мелкой моторики у детей с алалией, которое показало существенное улучшение.

На основании диагностики развития мелкой моторики и координации движений детей старшего дошкольного возраста с алалией сделаны следующие выводы только 1 ребенок по методике «Дорожки» остался на низком уровне, по другим методикам все дети показали средний уровень и 1 ребенок улучшил свои показатели до высокого уровня.

Таким образом, в результате проведённой коррекционной работы (с опорой на полученные данные), повторного диагностирования и сравнительного анализа сделан вывод, что уровень развития мелкой моторики у детей с алалией для каждого ребёнка индивидуален и, благодаря правильно организованной системе коррекционно-развивающего обучения был улучшен.

Следовательно, в комплексе мер по коррекции моторной сферы детей с нарушением речи особое значение должно придаваться работе по развитию моторики кистей пальцев рук, ручной ловкости.

Эта работа, включенная органичным элементом в ежедневные разнообразные занятия с детьми, во все режимные моменты детского учреждения, должна стать составной частью системы коррекционно-педагогического воздействия, ориентированного на социальную реабилитацию и личностное развитие каждого ребенка с речевой патологией.

Тренировка тонких движений пальцев рук не только окажет стимулирующее влияние на общее развитие ребенка, но будет также способствовать повышению готовности к овладению письмом, преодолению и профилактике нарушений речи у детей с алалией. При этом, в процесс коррекционного обучения необходимо использовать систему специальных игровых упражнений по развитию и совершенствованию и общей и мелкой моторики через мыслительную деятельность старших дошкольников с речевой патологией.

Следовательно, выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что если ребенку с алалией систематически развивать тонкую моторику пальцев рук, то он успешнее преодолеет речевые нарушения - подтвердилась.

Список используемой литературы

1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки в детском саду. Практическое пособие / И.Е. Аверина. - М.: Айрис-пресс, 2011. - 112 с.

2. Бачина О.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие / О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова. - М.: АРКТИ, 2006. - 88 с.

3. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / А.Е. Белая, В.И. Марясов. - М.: АСТ, 2000. - 48 с.

4. Болотина Л.Р. Воспитание звуковой культуры в ДОУ: метод. пособие / Л.Р. Болотина, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 128 с.

5. Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консуль-тировании детей и подростков: Учеб. пособие / Г.В. Бурменская и др. - М.: Академия, 2012. - 416 с.

6. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи / Н.М. Быкова. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 160 с.

7. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. / Т.Г. Визель. - М.: АСТ, 2005. - 384 с.

8. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С.Е. Гаврина и др. - М.: АСТ, 2008. - 24 с.

9. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации / В.В. Гербова. - М. Мозаика-Синтез, 2006 - 56 с.

10. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие / О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. - М.: Владос, 2013. - 264 с.

11. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Т.О. Епифанцева. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 486 с.

12. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения / М.Н. Ильина. - СПб.: Питер, 2008. - 208 с.

13. Кабанова Т.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями / Т.В. Кабанова, О.В. Домнина. - М.: ГНОМ и Д, 2008. - 104 с.

14. Кирпичинкова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Кирпичинкова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №2. - С. 76.

15. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг: пособие / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. - СПб.: Детство-пресс 1998. - 160 с.

16. Крупенчук О.И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией / О.И. Крупенчук // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 36-41.

17. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова. - М.: Академия, 2013. - 480 с.

18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 2002. - 175 с.

19. Кураев Г.А. Возрастная психология. Курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 146 с.

20. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2010. - 76 с.

21. Логопатопсихология: учеб. пособие / Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС; 2011. - 463 с.

22. Логопедия: Учебник / Под. ред. Л.С. Волковой. - М: ВЛАДОС, 2009. -703 с.

23. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2005. - 240 с.

24. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник / В.С. Мухина. - М.: Академия. - 2011. - 656 с. С. 126

25. Першина Л.А. Возрастная психология: Учебное пособие / Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2009. - 256 с.

26. Пешкова С.С. Развивающие игры: пальчиковая гимнастика для развития речи / С.С. Пешкова. - М.: Эксмо, 2003. - 59 с.

27. Пименова Е.П. Пальчиковые игры / Е.П. Пименова. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 221 с.

28. Пятница Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии / Т.В. Пятница, Т.В. Башинская. Часть 1. - М.: Сфера, 2010. - 64 с.

29. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учебное пособие / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикc Стиль, 2003. - 160 с.

30. Тонкова Ю.М. Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму / Ю.М. Тонкова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 137-139.

31. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2010. - 80 с.

32. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2014. - 272 с.

33. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей ДОУ / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Владос, 2003. - 288 с.

34. Хилько М.Е. Возрастная психология: конспект лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2011. - 194 с.

35. Цыренов В.Ц. Основы специальной педагогики и психологии: Учебное пособие. - Улан-Удэ: БГУ, 2011. - 168 с.

36. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Академия, 2013. - 240 с.

Подобные документы

    Теоретическое исследование особенностей развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Анализ взаимодействия мелкой моторики рук с психическими функциями и свойствами сознания. Диагностические задания для экспериментов по мелкой моторике рук.

    дипломная работа , добавлен 04.07.2012

    Проведение коррекционно-педагогической работы по развитию мелкой моторики посредством графического диктанта у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Обучение грамоте и подготовка руки ребенка к письму. Развитие зрительно-моторной координации.

    дипломная работа , добавлен 05.03.2013

    Физиологические основы развития мелкой моторики рук. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Роль дидактических упражнений. Тест "Батарея пальчиковых тестов" по Е.Д. Холмской, методика проведения.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2016

    Возрастные особенности развития моторики, основные движения и контроль за движением головы. Необходимость дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников с зрительной патологией различной степени тяжести. Развитие мелкой моторики.

    контрольная работа , добавлен 03.10.2009

    Методика исследования особенностей развития мелкой моторики пальцев рук детей с нарушением речи (дизартрией), уровня развития познавательных способностей и собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

    курсовая работа , добавлен 07.04.2012

    Особенности развития детей младшего дошкольного возраста. Эмоциональное состояние младших дошкольников и игры с песком как фактор, имеющий на него значительное влияние. Формирование коммуникативных навыков ребенка через тренировку мелкой моторики рук.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2015

    Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме развития и коррекции моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    дипломная работа , добавлен 29.04.2011

    Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста. Особенности развития памяти в раннем детстве. Взаимосвязь развития тонкой моторики и высших психических функций ребенка. Диагностические методики обследования памяти у детей 1-3 лет.

    дипломная работа , добавлен 17.11.2012

    Мелкая моторика как важный показатель нервно-психического развития. Психолого-педагогический аспект, диагностика, методы и приемы развития мелкой моторики руки старших дошкольников. Деятельность педагога-психолога по развитию моторики руки дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2014

    Психика новорожденного ребенка. Социальная ситуация развития и центральные новообразования младенческого возраста. Физическое развитие младенца: перцептивное развитие младенца и развитие мелкой и грубой моторики. Понимание речи и появление первых слов.